Школа безопасности

Муниципальное казенное учреждение
«Управление образованием Мысковского городского округа»
Муниципальная бюджетная организация
дополнительного образования
Станция туристов

Программа рекомендована и
утверждена на заседании
педагогического
совета
Протокол № 1
от 31.08. 2023г.

Утверждаю
Директор МБО ДО Станция
туристов
__________В.А. Репин
Приказ № 132
от 31.08.2023г.

Школа безопасности
дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
туристско- краеведческой направленности
уровень программы: стартовый
адресована учащимся 13-15 лет
срок реализации 1 месяц

Разработчик:
педагог дополнительного образования
Авхадеева Виктория Владимировна

Мысковский городской округ, 2023

2

Содержание
1.

2.

Комплекс основных характеристик

программы

Пояснительная записка (нормативно - правовые основы
разработки дополнительной общеобразовательной программы,
направленность
программы,
актуальность
программы,
педагогическая
целесообразность,
уровни сложности
программы, новизна программы, цель и задачи программы,
отличительные особенности программы, возраст учащихся с
соблюдением приема, планируемые результаты реализации
программы, объем и сроки освоения программы, формы обучения,
особенности
организации образовательного процесса, режим
организации занятий) .
Учебно-тематический план

11

Содержание программы

12

Методическое обеспечение программы

13

3

Комплекс организационно- педагогических условий
Материально-техническое обеспечение

15

Форма аттестации

15

Оценочные материалы

15

Список используемой литературы для педагога

16

Список рекомендуемой литературы для учащихся и родителей

17

Приложения

18

3

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Школа безопасности» является краткосрочной программой туристскокраеведческой направленности, модифицированная. Разработана на основе
авторской программы кандидата педагогических наук, заслуженного учителя
Российской Федерации Масловой А.Г. «Школа безопасности» - 2013г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Школа безопасности» ориентирована на создание у учащихся правильного
представления о личной безопасности, на расширение знаний учащихся и
приобретения

практических

навыков

поведения

при

попадании

в

экстремальные и чрезвычайные ситуации.
Занимаясь по данной программе, учащиеся закрепят на практике знания
школьной программы ОБЖ, получат возможность показать свои знания и
умения в соревнованиях Всероссийского детско-юношеского движения
«Школа безопасности»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Школа безопасности» составлена на основе следующих нормативных
документов:
- Закон Российской Федерации «Об образовании» (Федеральный закон от

29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);
- Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018 - 2025

гг. (постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017
г. № 1642);
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об

утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030г.

(Распоряжение Правительства РФ от 4 марта 2022 г. № 678-р);

4

- Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018 - 2025

гг. (постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017
г. № 1642);
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242

«Методические

рекомендации

по

проектированию

дополнительных

общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
- Приказ Министерства образования и науки от 23.08.2017г. №816 «Об

утверждении

порядка

применения

организациями,

осуществляющими

образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;


Письмо Минпросвещения России от 07.05.2020 N ВБ-976/04

"О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и
социализации,

дополнительных

общеразвивающих

программ

с

использованием дистанционных образовательных Приказ Министерства
просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка
организации

и

осуществления

образовательной

деятельности

по

дополнительным общеобразовательным программам»;


Закон Российской Федерации «Об образовании» (Федеральный

закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);


Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018 -

2025 гг. (постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря
2017 г. № 1642);


Концепция развития дополнительного образования детей до

2030г. (Распоряжение Правительства РФ от 4 марта 2022 г. № 678-р);


Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018 -

2025 гг. (постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря
2017 г. № 1642);


Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 №

09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);

5



Приказ Министерства образования и науки от 23.08.2017г. №816

«Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;


Письмо Минпросвещения России от 07.05.2020 N ВБ-976/04

"О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и
социализации,

дополнительных

общеразвивающих

программ

с

использованием дистанционных образовательных технологий" (вместе с
"Рекомендациями по реализации внеурочной деятельности, программы
воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных
программ с применением дистанционных образовательных технологий");


Постановление Главного государственного санитарного врача РФ

28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи".


Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ "О внесении

изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
по вопросам воспитания обучающихся".


Письмо Минпросвещения России от 15.04.2022 №СК-295/06 "Об

использовании государственных символов Российской Федерации".


Приказ Министерства образования Кузбасса от 13.01.2023 года №

102 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования
дополнительного образования детей в Кемеровской области-Кузбассе».
Актуальность

данной

программы в том, что она базируется на

анализе педагогического опыта обусловлена ее практической значимостью и
разработана согласно социальному заказу родителей и учащихся.
Учащиеся смогут применять полученные знания и практический опыт в
соревнованиях «Школа безопасности» разных уровней, в экстремальных
ситуациях природной среды, туристских походах.

6

Педагогическая целесообразность программы призвана сформировать
и расширить кругозор учащихся, дать соответствующую возрасту адекватную
картину мира, подготовить к действиям в чрезвычайных ситуациях, привить
практические навыки оказания пострадавшим первой помощи пострадавшему,
изучить правила противопожарной безопасности, вести здоровый образ
жизни.
Уровень сложности программы - стартовый. Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа безопасности»
является

разнообразной по содержанию, составлена с учетом интересов и

возрастных особенностей учащихся среднего звена, организации целостного
воспитательного пространства, организации совместной деятельности.
Новизна программы заключается в обосновании новых подходов к
структурированию содержания программы - краткосрочная, рассчитана на
большой охват учащихся в течении учебного года, что позволяет в свою
очередь решить одну из проблем дополнительного образования - охват
учащихся дополнительным образованием.

7

Цель и задачи программы
Цель. Создание условий для подготовки команд школ города к
муниципальным соревнованиям «Школа безопасности», через формирование
у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам
безопасности

жизнедеятельности,

получения

практических

навыков

поведения в экстремальных и чрезвычайных ситуациях.
Программа направлена на решение следующих задач:
Обучающие:
 научить пользоваться средствами индивидуальной защиты;
 формировать у учащихся начальные навыки туристской подготовки;
 совершенствовать у учащихся

ряд умений и навыков, необходимых

для выживания в экстремальных ситуациях;
 закрепить у учащихся начальные знания и навыки первой помощи
пострадавшим.
Развивающие:
 развивать

способность учащихся анализировать, наблюдать, делать

выводы;
 способствовать развитию способности учащихся к практической
деятельности в нестандартных ситуациях.
Воспитательные:
 воспитывать умение учащихся работать в парах, группе, коллективе;
 пропаганда

деятельности

Всероссийского

детско-юношеского

общественного движения «Школа безопасности»
Отличительная особенность программы заключаются в том, что
программа «Школа безопасности» расширяет и углубляет знания учащихся в
основной школе по предмету ОБЖ и направлена на обеспечение
дополнительной

практической

подготовке

по

основам

безопасности

жизнедеятельности.
Адресат программы - возраст учащихся и их психологические
возможности.

8

Данная программа

разработана для групп сменного состава

учащихся общеобразовательных школ и реализуется на основе договора о
сетевом взаимодействии.
Предназначена для учащихся 13 – 15 лет. Зачисление учащихся
общеобразовательных

школ,

осуществляется

наличии

при

желающих
заявления

заниматься
от

по

программе,

родителей

(законных

представителей), медицинской справки от врача педиатра, при отсутствии
противопоказаний к занятиям, сертификата ПФДО. При зачислении девочек и
мальчиков-ограничений нет.
Срок реализации образовательной программы.
По продолжительности программа «Школа безопасности» является
краткосрочной, реализуется в течении одного месяца, круглогодично.
Объем программы - 16 часов.
Количество учащихся в учебной программе 13-15 человек.
Уровень программы:
 стартовый.
Формы и режим занятий:
 аудиторные и в природной среде.
Занятия по программе проводятся всем составом группы.
Периодичность и продолжительность проведения:
1 неделя месяца - 2 раза по 2 часа;
2 неделя месяца - 2 раза по 2 часа;
3 неделя месяца - 2 раза по 2 часа;
4 неделя месяца - 2 раза по 2 часа.
Форма обучения:
 очная.
Особенности организации образовательного процесса:
 традиционная форма;
 дистанционная

с

учетом

эпидобстановки

(электронных) дистанционных технологий.
Формы организации занятий:

с

применением

9

Основной формой работы являются комбинированные учебные занятия.
Учебные занятия включают теоретический

блок подачи учебного материала

и практический блок. Успешное решение задач программы достигается путем
изучения

теоретических разделов с учетом постоянной нацеленности на

практическую реализацию полученных знаний и навыков.
Учебное занятие:
 комбинированное занятие (все этапы занятия присутствуют);
 изучение нового материала (лекции с элементами беседы, демонстрация
презентаций);
 применение знаний на практике, формирование практических умений
(практические тренировки, упражнения, соревнования);
 контроль знаний (соревнования).
Методы обучения:
Программа предусматривает использование системы методов обучения,
которая учитывает вариативность содержания и многогранный характер
деятельности субъектов образовательного процесса. В ней представлены:
1.

Словесные методы обучения (беседа, диалог педагога с учащимися,
диалог учащихся друг с другом);

2.

Метод проблемного обучения (создание проблемных ситуаций,
постановка проблемного вопроса, формулировка и решение
проблемы учащимися);

3.

Метод игры (игры: развивающие, познавательные);

4.

Наглядный метод обучения (наглядные материалы: плакаты,
презентации).

Активные методы познавательной деятельности, используемые на
занятиях: беседа, обсуждение сообщений, познавательные игры, викторины с
вариантами ответов). Занятия основываются на принципах: учета возрастных
особенностей учащихся, коллективности, патриотической направленности,
саморазвития и самоопределения личности. Программа рассчитана на
практические занятия в природной среде, тренажерном зале (скалодром),
участие в соревнованиях на полосе препятствий.

10

Планируемые результаты и система их оценивания.
Учащиеся,

прошедшие

курс

обучения

по

краткосрочной

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе, должен
овладеть следующими навыками и развить следующие умения:
знать:
 средства индивидуальной защиты;
 приемы оказание первой помощи пострадавшему;
 способы страховки и самостраховки;
 группы узлов и их назначение.
уметь:
 оказывать первую помощь пострадавшему;
 работать с туристским снаряжением;
 переправляться по судейским параллельным перилам;
 переправляться через овраг, способом вертикального маятника;
 изготавливать носилки из подручных средств;
 применять и использовать оборудование СИЗ;
 вязать не менее 3 туристских узлов.
владеть:
 техникой и тактикой, прохождения полосы препятствий;
 способами совместной деятельности в группе;
 умениями оценивать ситуацию находить способы ее решения;

11

Учебно-тематический план
№

Тема

1 месяц (16 часов)

Форма

всего теория практика аттестации/контроля
1. Беда на воде.
Оказание первой
помощи
пострадавшему.
2. Туристская
подготовка.
3. Ознакомление и
работа с
первичными
средствами защиты.
4. Итоговое занятие

Итого:

2

0,5

1,5

Наблюдение.
Практическая работа.
Опрос.

8

1

7

4

1

3

Наблюдение.
Практическая работа.
Наблюдение.
Практическая работа.
Собеседование.

2

0

2

Наблюдение.
Соревнование.

16

2,5

13,5

12

Содержание учебного плана

1. Основы первой помощи. 2 часа
Теория:

Ознакомление с общими сведениями

первой

помощи

пострадавшему при утоплении.
Практика: Отработка правил первой помощи пострадавшему при
утоплении.
Спасательный

Ознакомление
круг,

конец

со

средствами

Александрова».

спасения

Действия

утопающего.
при

спасении

утопающего.
2. Туристская подготовка. 8 часов
Теория: Знакомство с туристским снаряжением и экипировкой туристаспасателя.
Демонстрация работы с личным снаряжением туриста-спасателя.
Практика: Подготовка личного снаряжения для практических занятий.
Экипировка туриста-спасателя. Личное снаряжение туриста – спасателя.
Страховочные системы, блокировки, карабины, репшнуры, каски, их
применение. Надевание и блокировка страховочной системы. Вязка узлов.
Отработка навыков работы на этапах: параллельные перила, «бабочка»,
преодоление оврага с помощью вертикального маятника.
3. Ознакомление и работа с первичными средствами защиты. 4 часа
Теория: Причины работы в средствах защиты. Ознакомление с
костюмом Л1, противогазом. Понятие дегазация. Действия участников
команды при нахождении пострадавшего в зоне заражения.
Практика: Работа в защитном костюме Л1 и противогазе в зоне
заражения. Помощь и транспортировка пострадавшего из зоны заражения.
4. Итоговое занятие (соревнования на полосе препятствий). 2
часа

13

Методическое обеспечение программы

№
п/п

Название
раздела, темы
1.1. Беда
на
воде.
Оказание первой
помощи
пострадавшему.

2.1

Туристская
подготовка.
Знакомство с
туристским
снаряжением
и экипировкой
туриста спасателя

2.2. Туристская
подготовка.
Завязывание
туристских
узлов.
Преодоление этапа
«бабочка»
2.3. Туристская
подготовка.
Отработка
навыков
работы на
этапе
«Параллельные
перила»
(навеска
судейская).
2.4. Туристская
подготовка.
Преодоление
оврага с помощью
вертикального
маятника

3.1.

3.2.

Ознакомление и
работа с
первичными
средствами защиты
.Причины работы в
средствах защиты
Работав
Костюме Л1
Противогазе в
зоне заражения

Форма
занятий
Лекция
Презентация
Практическое
занятие

Лекция
Презентация
Практическое
занятие

Презентация
Практическое
занятие

Методы и
приемы
Методическое
обучения
обеспечение
Словесный,
План-конспект,
практический, мультимедийная
наглядный
презентация

Материальнотехническое
обеспечение
Мультимедийное
оборудование,
спасательный
круг, конец
Александрова

Словесный,
Планпрактический,
конспект,
наглядный
мультимедийная
презентация

Мультимедийное
оборудование ,
туристское
снаряжение:
страховочные
система,
репшнуры,
карабины,
жумары

Словесный,
Планпрактический, конспект,
наглядный
мультимедийная
презентация

Мультимедийное
оборудование,
Репшнуры, каски

Форма
подведения
итогов
Опрос
Практическая
работа

Наблюдение .
Опрос,
Практическая
работа

Опрос
Практическая
работа
Наблюдение.
.

Словесный,

Презентация
Практическое
занятие

практический,
наглядный

Планконспект,
мультимедийная
презентация

Практическая
работа .
Наблюдение.
Опрос .

Словесный ,

Презентация.

План- конспект,
мультимедийная
практический, презентация
наглядный

Мультимедийное
оборудование,
страховочные
системы, каски,
репшнуры
,.карабины

Практическое
занятие. .
Словесный,
Лекция.
Презентация.

наглядный,
практический

Словесный,,

Презентация.
Практическое
занятие .

Планконспект,
мультимедийная
презентация

Планконспект,
практический, мультимедийная
наглядный
презентация
.

Мультимедийное
оборудование,
страховочные
системы, каски,
карабины,
репшнуры

Мультимедийное
Оборудование,
противогазы,
костюм Л1
Мультимедийное
оборудование,
противогазы,
костюмы Л1 ,
жерди для
изготовления
носилок

Наблюдение.
Практическая
работа.
Опрос.

Наблюдение.
Практическая
работа.
Наблюдение.

Опрос.
Наблюдение.
Практическая
работа .

14

4

Итоговое занятие.
Соревнования
на полосе
препятствий

Наглядный,
практический

Практическая
работа

Туристское
оборудование
для подготовки
дистанции:
веревки,
карабины,
жумары,
страховочные
петли, штендеры
Старт -Финиш,
секундомеры,
палатка,
жерди для
изготовления
носилок,
репшнуры.
Личное
снаряжение:
Страховочная
система,
репшнуры, каски,
карабины.,

.Практическая
работа
Наблюдение

15

2. Комплекс организационно-педагогических условий.
Материально-техническое обеспечение.
Для проведения
учебный

кабинет,

теоретических и практических занятий имеется

оборудованный

ученическими

столами,

стульями,

мультимедийным оборудованием, компьютером с доступом в интернет.
Для проведения практических занятий имеется туристское снаряжение 15 комплектов: страховочные системы, каски, карабины, жумары, репшнуры,
альпинистские

веревки,

спасательный

круг,

конец

Александрова,

секундомеры, противогазы, защитные костюмы Л1.
При неблагоприятных погодных условиях практические занятия
возможно проводить в учебном классе - скалодром.
Формы аттестации.
С целью установления соответствия результатов освоения данной
программы заявленным целям и планируемым результатам проводится
итоговая аттестация. Итоговая аттестация проводится в форме соревнований
на туристской полосе препятствий.
Диагностика проводится в итоговый период учебных занятий для того,
чтобы судить о достижении цели программы (т.е. удалось ли усвоить
учащимися темы по разделам данной программы).
Оценочные материалы.
Качество приобретенных знаний по освоению различных форм работы
оценивается через анализ мероприятий. Удовлетворенность учащихся
программой определяется методом коллективного опроса.

16

Список литературы для детей и родителей

1.

Константинов Ю.С. Туристские соревнования учащихся, - М.,

ЦДЮТиК МО РФ, 2003.
2.

Константинов Ю.С. Из истории детского туризма в России (1918-

2018гг.). М.: ФЦДЮТиК, 2008
3.

Куликов В.М., Константинов Ю.С. Снаряжение туриста -

спасателя. - М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2003.
4.

Стемпиньска Я., Шаевски Т. Первая помощь при несчастных

случаях и в экстремальных ситуациях. М.: ФиС, 1998.
5.

Цвилюк Г.Е. Школа безопасности, или как вести себя в

экстремальных ситуациях. М.: Образование, 1997.
6.

Маслов А.Г., Константинов Ю.С, Дрогов И.Л. Лето, дети и туризм.

(Новая редакция) — М.: ЦДЮТур МО РФ, 2010.

17

Список литературы для педагогов
1.

Константинов Ю. С. Методика обучения: туристским навыкам:

учеб. пособие для вузов / Константинов Ю. С., Глаголева О. Л. — 2-е изд.,
испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 329 с.
2.

Основы безопасности на соревнованиях. (Новая редакция) — М.:

ЦРИБ «Турист», 2003.Правила организации и проведения туристских
соревнований учащихся Российской Федерации. - М.: ЦДЮТур МО РФ, 2010.
3.

Иванов Е.И. Дистанция длинною в жизнь. (Записки из дневника),

Москва, 2013. – 272с.
4.

Снаряжение альпиниста. / под общ. ред. Алёшина В.М. – Воронеж:

Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного
университета, 2009. – 253 с.: ил., 59 отд. л. цв. ил. – (Серия «Энциклопедия
спортивного ориентирования»).
5.

Как провести соревнования / Мухина О.Н., Налётов Д.В.,

Прохоров А.М.; под ред. Алёшина В.М. – Воронеж: Издательскополиграфический центр Воронежского государственного университета, 2008.
– 159 с. - (Энциклопедия спортивного ориентирования).
6.

Константинов

Ю.С.

Детско-юношеский

методическое пособие. – М.: ФЦДЮТиК, 2006 – 600 с., ил.

туризм.

Учебно-

18

Приложение 1
Тезаурус
Альпинистская веревка - веревка с особыми динамическими и
прочностными качествами, применяется при передвижении по склонам.
Боевая одежда пожарного - одежда, которая обеспечивает необходимый
уровень безопасности.
Жумар - механический зажим, который используется для туризма и
альпинизма в веревочной технике, чтобы подниматься по вертикальным
перилам.
Карабин - устройство для сцепления двух предметов.
Каска альпинистская - головной убор для защиты головы от падающих
камней, от ударов об естественный рельеф.
Костюм химической защиты - одежда, используемая для исключения
контакта тела человека с вредными химическими веществами.
Обвязка, страховочная система - элемент туристского снаряжения,
который спортсмен надевает на себя и прикрепляет себя к альпинистской
веревке.
Противогаз - устройство для защиты органов дыхания, глаз и лица
человека.
Пожарный
огнетушащих

рукав
веществ,

-

гибкий

трубопровод

оборудованный

для

пожарными

транспортировки
соединительными

головками.
Секундомер - прибор, способный измерять интервалы времени с
точностью до долей секунд.
Рукавные разветвления - элемент пожарно-технического вооружения
для распределения потока воды из магистральной в рабочую линии.

19

Приложение 2
Календарный учебный график
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Школа безопасности»
2023-2024 учебный год
1. Адрес места осуществления образовательного процесса:
6652840, Кемеровская область, город Мыски, улица Лермонтова, дом 2.
МБО ДО Станция туристов, кабинет №14
2. Продолжительность учебного года:
Начало учебного года 01.09.2023г.
Окончание учебного года 30.05.2024г.
Количество учебных недель: 4
3. Режим занятий:
Сентябрь - май - 4 раза в месяц - 2 раза в неделю по 2 часа.
Объем: программа рассчитана на 16 часов.
Продолжительность учебных занятий – 40 минут, перерыв -10 минут
Занятия проводятся по расписанию, утверждённому директором МБО
ДО Станции туристов.
4. Продолжительность каникул:
Осенние каникулы - 9 дней с 28.10.23г. - 05.11.2023г.
Зимние каникулы – 9 дней с 31.12.23г. – 08.01.24г.
Весенние каникулы – 9 дней с 25.03.24г. – 02.04.2024г.
В дни школьных каникул учебные занятия по краткосрочной программе
при наличии укомплектованной группы проводятся
программой.
5. Праздничные дни:
4 ноября - День народного единства;
1,2,3,4,6,8 января - Новогодние каникулы;
7 января – Рождество. Христово;
23 февраля - День защитника Отечества;

в соответствии с

20

8 марта - Международный женский день;
1 мая - Праздник Весны и Труда;
9 мая- День Победы.

21

Приложение 3
Положение о соревнованиях на Полосе препятствий

1.

Цели и задачи

Итоговые соревнования по программе «Школа безопасности» проводятся
с целью пропаганды и популяризации основ безопасности жизнедеятельности
и здорового образа жизни, а также отработки практических навыков,
полученных

в

рамках

дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающей программы.
Задачи:
 Совершенствовать знания и навыки практической подготовки
учащихся к действию в чрезвычайных ситуациях природного и
техногенного характера;
 воспитывать

гражданственность

и

патриотизм,

через

профессиональную ориентация учащихся;
 пропагандировать среди учащихся здоровый образ жизни.
2.

Организаторы.

Организуют и проводят итоговые соревнования педагоги МБО ДО
Станция туристов.
3.

Время и место проведения.

Соревнования проводятся на территории МБО ДО Станция туристов в
последнюю неделю месяца.
4. Условия проведения
4.1. Участники
К участию в соревнованиях допускаются учащиеся, прошедшие полный
курс программы «Школа безопасности». Состав команды 6 человек.
4.2. Условия приема команд.
Участники соревнований должны иметь спортивную одежду и обувь,
соответствующую климатическим условиям. Хлопчатобумажные перчатки.

22

4.3. Обеспечение безопасности и требования к снаряжению
Ответственность

за

безопасность

проведения

соревнований

и

применяемого снаряжения несет судейская бригада в пределах своей
ответственности.
Руководитель команды несет личную ответственность за выполнение
всеми участниками команды правил техники безопасности, соблюдения
дисциплины и порядка на месте проведения соревнований.
Условия проведения соревнований на «Полосе препятствий»
1. Дистанция проходится командой в полном составе, количество
работающих на этапах оговорено в условиях.
2. Прохождение дистанции участники осуществляют в спортивной
одежде, которая должна полностью закрывать руки (кроме кистей) и ноги
участников.
3. За 10 минут до старта команда проходит предстартовую проверку
(снаряжение, спортивная одежда участника). Команда не выпускается на
дистанцию до полного выполнения всех требований.
4.

Дистанция

заключается

в

последовательном

технических этапов от старта к финишу.
лидирование, но команда

прохождении

На дистанции разрешается

допускается к работе на этапе в количестве,

достаточном для выполнения технических приемов.
5. Команда движется от старта к финишу по маркированному коридору.
6. Пропуск (непрохождение) этапа ведет к снятию команды с дистанции.
7. Результат команды определяется по сумме времени прохождения
дистанции и штрафного времени. В случае равенства преимущество получает
команда с наименьшим штрафным временим.
8. Команды, имеющие снятие с этапов, занимают места после команд,
полностью прошедших дистанцию.
9. Штрафное время равно1 балл-1минута.
1 этап «Бабочка»
Условия: каждый участник команды (поочередно) проходит этап от
опоры до опоры.

23

Штраф за падение -1 балл.
2 этап «Спасательные работы на воде»
Начало работы на этапе по прибытию всех участников команды.
Условия: один участнику бросает конец Александрова в зону
«пострадавшего» (расстояние 10 метров). Дается 3 попытки.
Команда (3 человека) оказывает первую помощь пострадавшему при
утоплении (пострадавший назначается от команды), один участник команды
отвечает на ситуационные задачи (письменно).
Штрафы: 1 балл после 3-х неудачных попыток, за каждый неправильный
ответ при решении ситуационных задач - 1 балл,
3 этап «Параллельные перила»
Каждый участник команды поочередно проходит по нижней веревке,
держась за верхнюю веревку руками.
Штраф-падение - 1 балл.
4 этап «Зона химического заражения»
Начало работы на этапе по прибытию всех участников команды.
Условия- по команде судьи этапа участники надевают средства защиты
(противогаз) и преодолевают зону химического заражения. При выходе из
зоны заражения

снимают средства защиты с учетом ветра.

Штрафы- неправильное надевание, снятие противогаза, противогаз снят
без учета направления ветра за каждое нарушение – 1 балл.
5 этап «Узлы»
По прибытию на этап команда выстраивается в линию вдоль веревки, на
которой закреплены карточки с названием узлов. Каждый участник вяжет
один узел по команде судьи. Время на завязывание узлов - 30 секунд. По
истечению времени судья проверяет правильность, завязанных узлов. За
каждый неправильно завязанный узел команда получает штраф-1 балл.
6 этап «Переправа через овраг (условно) способом «вертикальный
маятник».
Участники команды преодолевают этап по бревну, используя перила,
организованные судейской бригадой. На бревне разрешается находиться

24

только одному участнику команды. Штрафы: касание ногой земли – 1 балл;
падение с бревна – 2 балла.

25

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».