Муниципальная бюджетная организация
дополнительного образования
Станция туристов
Согласовано:
Начальник экономического отдела
МБУ «ЦБ УО МГО»
________________ Е.А.Бородина
Утверждаю:
Директор МБО ДО
Станция туристов
____________ В.А. Репин
Приказ от 30.08.2024 г. № 149
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
на 2024-2025 учебный год
Пояснительная записка
Учебный план учебного года составлен на основе изучения потребностей детей и родителей в соответствии с
материально – техническими условиями и кадровой обеспеченностью.
При составлении Учебного плана был соблюден принцип безопасности, что отразилось в соблюдении
нормативных требований к возрасту учащихся, наполняемости учебных групп, физической и специальной подготовки
детей, а также квалификации педагога.
Образовательная деятельность муниципальной бюджетной организации дополнительного образования Станция
туристов осуществляется на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Устава МБО ДО
Станция туристов, Федерального Закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации с учетом
рекомендаций к занятиям детей в объединениях различного профиля (СанПиН 2.4.3648-20).
Учебный год в МБО ДО Станция туристов начинается с 01 сентября для учебных групп второго и последующих
годов обучения, для групп первого года обучения с 10 сентября. Продолжительность учебного года - 36 учебных недель.
В соответствии с информационным письмом МКУ УО МГО установлены следующие сроки каникул:
осенние 7 дней
зимние 9 дней
весенние 9 дней
Учебный процесс ведется согласно учебному плану и расписанию занятий. Творческие объединения
формируются из учащихся от 6 до 18 лет. Занятия для учащихся проводятся в две смены, после окончания учебных
занятий первой смены в общеобразовательной школе, в первой половине дня для учащихся, обучающихся в школе во
2
вторую смену. Занятия в учебных группах начинаются с 08.00 и заканчиваются в 20.00. Для учащихся в возрасте 16-18
лет допускается окончание занятий в 21.00 час. Продолжительность учебной недели 7 дней (по расписанию). При
необходимости и по объективным причинам учебный год может продлеваться.
Организация занятий
Продолжительность учебной
недели (дней)
Продолжительность
занятий
начальное
основное
общее образование
общее образование
среднее (полное) общее
образование
3
3
3
2-3ч
3ч
45 мин
45 мин
45 мин
10
10
10
с обязательным походом
выходного дня
2ч
поход выходного дня
8 часов
экскурсия 4 часа
Продолжительность
1 учебного часа
Продолжительность
перерывов
Организация совместной деятельности с дошкольниками
дошкольное образование
3
5 - 6 лет
Продолжительность учебной
недели (дней)
6 - 7 лет
2
с обязательными прогулками, экскурсиями
и зачетным походом выходного дня
Продолжительность
совместной деятельности с
детьми
2ч
2ч
прогулка или экскурсия – 2 часа
прогулка или экскурсия – 2-3 часа
зачетный поход выходного дня 6 часов
зачетный поход выходного дня 8 часов
25 мин
30 мин
Продолжительность
1 учебного часа
В свободные от учебных занятий в школе дни проводятся практические занятия, учебно-тренировочные занятия,
походы выходного дня.
Учебный план строится в соответствии с главными задачами и принципами:
всестороннего удовлетворения образовательных потребностей учащихся, общества, государства;
многообразие видов дополнительных общеобразовательных программ, удовлетворяющих разнообразные
интересы учащихся;
развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
свободный выбор учащимися дополнительных общеобразовательных программ в соответствии с их
способностями, интересами;
создание условий для развития творческих способностей и формирования навыков и умений, необходимых для
развития гармонически развитой личности.
4
МБО ДО Станция туристов является многопрофильным учреждением. Педагоги реализуют дополнительные
общеразвивающие общеобразовательные программы 3-х направленностей:
1. Туристско-краеведческая.
2. Социально-гуманитарная.
3. Техническая.
Туристско-краеведческая направленность.
Туристско-краеведческая работа является самым комплексным видом воспитания и одним из самых действенных
в силу своей демократичности и гуманности т.к. идет от естественного желания ребенка приобщиться к романтике
путешествий. Для детей туризм увлекательное занятие, романтика, способ активного отдыха. Для педагога - это
средство лучше узнать своих учеников и активнее повышать их развитие. Своих целей педагог достигает быстрее и
легче через удовлетворение потребностей детей, интереса к путешествию.
Система туристско-краеведческой деятельности строится на основе деятельности детских объединений. На
первом этапе освоения программ предусмотрено формирование познавательного интереса к туризму, физической
культуре и краеведению, получение учащимися доступных знаний по предмету, закладывания основ и формирования
детского коллектива, туристского коллектива. На втором этапе обучения происходит закрепление и расширение знаний,
умений и навыков, закрепление познавательного интереса к предмету. Третий этап обучения становится этапом
развития индивидуальности и самостоятельности личности, социальная адаптация к современной жизни. В
дальнейшем, учащийся может подготовиться к переходу во взрослый туризм или спортивное ориентирование.
Обучение строится на основе базовых знаний по общеобразовательным предметам: география, история, биология,
физическая культура, основы безопасности.
5
Предусмотренные программами знания, умения и навыки формируются при использовании следующих форм
обучения: занятия в учебных кабинетах, занятия в спортивном зале, скалодроме, на местности, учебно- тренировочные
сборы, походы, слеты, соревнования и т.д.
Туристско-краеведческая направленность представлена следующими общеобразовательными программами:
1.
Школа выживания.
2.
Азбука туризма (А).
3.
Азбука туризма.
4.
Спортивный туризм.
5.
Комплексная туристская подготовка.
6.
Туристы-краеведы.
7.
Спортивное ориентирование – лабиринт.
8.
Туристята.
9.
Я люблю Мыски.
10.
Школа безопасности.
11.
Спортивное ориентирование (начальное звено).
12.
Комплексная туристско-краеведческая подготовка.
13. Туризм.
14. Спортивное ориентирование (среднее звено)
Отличительной особенностью программ социально-гуманитарной направленности является помощь учащимся в
приобретении социального опыта, в профессиональном самоопределении. Реализация познавательных целей и задач
способствует обогащению восприятия, формированию познавательной деятельности и целостных ориентаций
6
личности, умение творчески оценивать возможности человека, воспитанию уважительного отношения к своему
историческому прошлому, семье, малой родине. Учащиеся накапливают социальный опыт в коллективном труде,
овладевают навыками поведения в социуме. Занятия проводятся в учебных кабинетах, на местности, музеях,
библиотеках и т.д. В рамках реализации дополнительных общеразвивающих общеобразовательных программ учащиеся
принимают участвуют в конференциях, конкурсах, слетах, профильных сменах, учебно-тренировочных походах,
экскурсиях, волонтерских акциях и т.д.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности раскрыты в дополнительных
общеобразовательных программах и их методическом обеспечении.
Социально–гуманитарная
направленность
представлена
дополнительными
общеобразовательными
программами:
- Наследники Победы
- Юная гвардия
- Пост №1
- Интересно только вместе (краткосрочная).
Техническая направленность представлена дополнительными общеобразовательными программами:
Робототехника (начальный уровень);
Робототехника (средний уровень).
Я и квадроцикл
Школа мотокросса
7
Дополнительная общеобразовательная программа «Робототехника» является одним из важнейших направлений
научно-технического прогресса, в котором проблемы механики и новых технологий соприкасаются с проблемами
искусственного интеллекта. Программа удовлетворяет творческие потребности детей, а именно мальчиков и их
родителей. Программа «Робототехника» включает в себя изучение ряда направлений в области конструирования и
моделирования, программирования и решения различных технических задач.
Содержание и структура курса «Робототехника» направлена на формирование устойчивых представлений о
робототехнических устройствах и является одним из интереснейших способов изучения компьютерных технологий и
программирования. Робототехника - передовое образовательное направление для развития инженерно - технических
способностей школьников. Занятия по робототехнике проводятся на двух уровнях: начальный и средний с группой
учащихся - 15 человек. Учебные занятия на начальном уровне проводятся 2 раза в неделю по 1 часу с группой
обучающихся. Общее количество 72 учебных часа на группу. Занятия на среднем уровне проводятся 2 раза в неделю по
2 часа с группой обучающихся 15 человек. Общее количество учебных часов в год – 144. Курс предполагает подготовку
к участию в соревнованиях различного уровня.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа мотокросса» ориентирована на
развитие мотивации обучающихся к выбору профессий инженерно-технического профиля. Программа «Школа
мотокросса» обеспечивает необходимыми стартовыми техническими, теоретическими знаниями устройства мотоцикла
формирует основные навыки безопасного вождения мотоцикла и правил дорожного движения.
Занятия мотоциклетным делом развивает интерес детей к технике, создают благоприятные условия для
самовыражения, помогают активному поиску своего дела в жизни.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа мотокросса» рассчитана на 3 года
обучения. Возраст обучающихся 12-17 лет. Каждый год обучения представлен, как цикл, имеющий задачи, учебный
8
план, содержание программы, планируемые результаты. Продолжительность учебных занятий - 3 раза в неделю по 3
часа. Занятия исчисляются в академических часах - 45 минут, между занятиями установлены 10-минутные перемены.
На освоение программы каждого года обучения требуется - 324 часа. Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа «Я и квадроцикл» направлена на подростков, имеющих интерес к техническому
творчеству.
Занимаясь по программе «Я и квадроцикл», ребята приобретают технологические умения, навыки вождения и
техническое обслуживание квадроцикла с использованием современного оборудования и инструментов. В процессе
обучения у подростков формируются такие черты характера, как терпение, трудолюбие, аккуратность, смелость.
Тренируется воля, выносливость, сила, способность принимать оптимальные решения в экстремальных ситуациях.
Данная программа рассчитана на детей 10-17 лет. Продолжительность обучения - 3 года. Всего за период обучения
реализуется 972 часа.
- первый год обучения - 324 часа
- второй год обучения - 324 часа
- третий год обучения - 324 часа.
На обучение принимаются все желающие, при наличии справки об отсутствии медицинских противопоказаний к
занятиям.
Продолжительность занятий - 3 раза в неделю по 3 часа (45 минут). Между занятиями установлен перерыв - 10
минут.
Занятия организованы таким образом, что на них осуществляется сочетание теоретических занятий, практической
работы по техническому обслуживанию и ремонту квадроцикла с тренировочной ездой, соревнованиями.
9
В
МБО
ДО
Станция
туристов
реализуются
модифицированные,
адаптированные
дополнительные
общеобразовательные общеразвивающие программы. Срок реализации от 1– 4 лет, краткосрочные дополнительные
общеобразовательные
общеразвивающие
программы сроком реализации 1 месяц (16ч.). До 75% содержания
программ отводится на практические занятия в форме: соревнований, экскурсий, походов выходного дня, практических
тренировок на местности и т.д.
Сетка учебного плана на 2024 - 2025 учебный год МБО ДО Станция туристов
№ Наименован
п/п ие
программы
Общ
ее
колво
груп
п
Об
щее
колво
час
ов
Общее
кол-во
обучающихся
По годам обучения (Г – количество групп, Ч – количество часов, О – количество
обучающихся)
1 год обуч.
2 год обуч.
3 год обуч.
4 год обуч.
5 год
обуч.
Г
Ч
О
45
75
Г
Ч
О
Г
Ч
О
Г
Ч
2
18
30
-
-
-
-
-
О
Примеч
ание
6 год
обуч.
Г
Ч
О
Г
О
Ч
-
-
-
-
-
-
-
Социально – гуманитарная направленность
1
«Юная
7
63
105
5
гвардия»
2.
«Пост №1»
1
4
27
1
4
27
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
3.
«Интересно
только
вместе»
(краткосроч
ная)
1
4
27
1
4
27
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
по
муниципа
льному
заданию
краткосро
чная,
социальн
ый заказ
краткосро
чная,
социальн
ый заказ
10
4.
«Наследник
и Победы»
5.
Итого
2
по 11
12
27
1
6
15
-
-
-
1
6
12
-
-
-
-
-
-
-
-
-
83
186
8
59
144
2
18
30
1
6
12
-
-
-
-
-
-
-
-
-
3
-
-
-
-
-
-
по
муниципа
льному
заданию
отделу
Туристско-краеведческая направленность
«Комплексн
ая
туристская
подготовка»
«Спортивны
й туризм»
3
27
36
-
-
-
3
27
30
-
-
-
8.
«Я люблю
Мыски»
1
4
27
1
4
9.
«Азбука
туризма»
10.
«Азбука
туризма»(А)
3
18
30
2
11.
«Туристята»
3
9
75
12.
Туристыкраеведы
2
18
6.
7.
8
48
27
36
-
-
-
-
-
3
27
30
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
27
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
90
2
12
24
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
12
20
--
-
-
1
6
-
-
-
-
-
-
-
-
-
3
9
75
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
1
9
15
1
9
12
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
114
27
6
36
-
10
-
по
муниципа
льному
заданию.
по
муниципа
льному
заданию
краткосро
чная,
социальн
ый заказ
по
муниципа
льному
заданию
по
муниципа
льному
заданию
по
муниципа
льному
заданию
по
муниципа
11
13.
«Школа
выживания»
7
63
103
14.
«Туризм»
6
54
90
15.
Спортивное 1
ориентирова
ние
лабиринт»
«Школа
1
безопасност
и»
4
27
1
4
27
-
-
4
15
1
4
15
-
«Спортивно 2
е
ориентирова
ние»
(начальное
звено)
«Спортивно 1
е
ориентирова
ние»
(среднее
звено)
Комплексна 1
я туристскокраеведческ
ая
подготовка
12
24
-
-
-
9
12
-
-
9
15
1
9
16
17
18.
19.
-
-
6
-
-
-
-
-
льному
заданию
- по
муниципа
льному
заданию
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
по
муниципа
льному
заданию
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
по
муниципа
льному
заданию
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
по
муниципа
льному
заданию
-
1
9
15
5
90
-
-
-
-
-
-
-
--
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
2
12
24
-
-
-
1
9
12
-
15
-
-
-
-
54
45
74
1
9
14
по
муниципа
льному
заданию
краткосро
чная,
социальн
ый заказ
краткосро
чная,
социальн
ый заказ
12
20.
Итого
отделу:
по
42
306
625
22
141
374
13
6
12
90
-
105
153 6
51
84
1
-
-
-
-
-
9
14 -
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
по
муниципа
льному
заданию
Техническая направленность
21.
Робототехни
ка
начальный
уровень
6
12
90
-
-
-
-
22.
Робототехни
ка средний
уровень
23.
Яи
квадроцикл
4
36
32
24.
Школа
мотокросса
4
36
25.
Итого по
отделу
21
112
26.
Итого
по
учебному
плану
74
501
27.
Итого
вакансий по
учебному
плану
24
146
7
28
105
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
по
муниципа
льному
заданию
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
28
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
по
муниципа
льному
заданию
по
муниципа
льному
заданию
112
255
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
51
312
773
15
123
183
7
57
96
1
9
14
-
-
-
-
-
-
22
128
355
-
-
-
2
18
24
-
-
-
-
-
-
-
-
-
28
105
4
36
32
28
4
36
255
21
1066
379
7
-
13
28.
Итого
без
вакансий по
учебному
плану
50
355
687
29
184
418
15
123
183
5
39
72
1
9
14
-
-
-
-
-
-
14