Муниципальная бюджетная организация дополнительного образования Станция туристов Согласовано: Начальник экономического отдела МБУ «ЦБ УО МГО» ________________ Е.А.Бородина Утверждаю: Директор МБО ДО Станция туристов ____________ В.А. Репин Приказ от 30.08.2024 г. № 149 УЧЕБНЫЙ ПЛАН на 2024-2025 учебный год Пояснительная записка Учебный план учебного года составлен на основе изучения потребностей детей и родителей в соответствии с материально – техническими условиями и кадровой обеспеченностью. При составлении Учебного плана был соблюден принцип безопасности, что отразилось в соблюдении нормативных требований к возрасту учащихся, наполняемости учебных групп, физической и специальной подготовки детей, а также квалификации педагога. Образовательная деятельность муниципальной бюджетной организации дополнительного образования Станция туристов осуществляется на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Устава МБО ДО Станция туристов, Федерального Закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации с учетом рекомендаций к занятиям детей в объединениях различного профиля (СанПиН 2.4.3648-20). Учебный год в МБО ДО Станция туристов начинается с 01 сентября для учебных групп второго и последующих годов обучения, для групп первого года обучения с 10 сентября. Продолжительность учебного года - 36 учебных недель. В соответствии с информационным письмом МКУ УО МГО установлены следующие сроки каникул: осенние 7 дней зимние 9 дней весенние 9 дней Учебный процесс ведется согласно учебному плану и расписанию занятий. Творческие объединения формируются из учащихся от 6 до 18 лет. Занятия для учащихся проводятся в две смены, после окончания учебных занятий первой смены в общеобразовательной школе, в первой половине дня для учащихся, обучающихся в школе во 2 вторую смену. Занятия в учебных группах начинаются с 08.00 и заканчиваются в 20.00. Для учащихся в возрасте 16-18 лет допускается окончание занятий в 21.00 час. Продолжительность учебной недели 7 дней (по расписанию). При необходимости и по объективным причинам учебный год может продлеваться. Организация занятий Продолжительность учебной недели (дней) Продолжительность занятий начальное основное общее образование общее образование среднее (полное) общее образование 3 3 3 2-3ч 3ч 45 мин 45 мин 45 мин 10 10 10 с обязательным походом выходного дня 2ч поход выходного дня 8 часов экскурсия 4 часа Продолжительность 1 учебного часа Продолжительность перерывов Организация совместной деятельности с дошкольниками дошкольное образование 3 5 - 6 лет Продолжительность учебной недели (дней) 6 - 7 лет 2 с обязательными прогулками, экскурсиями и зачетным походом выходного дня Продолжительность совместной деятельности с детьми 2ч 2ч прогулка или экскурсия – 2 часа прогулка или экскурсия – 2-3 часа зачетный поход выходного дня 6 часов зачетный поход выходного дня 8 часов 25 мин 30 мин Продолжительность 1 учебного часа В свободные от учебных занятий в школе дни проводятся практические занятия, учебно-тренировочные занятия, походы выходного дня. Учебный план строится в соответствии с главными задачами и принципами: всестороннего удовлетворения образовательных потребностей учащихся, общества, государства; многообразие видов дополнительных общеобразовательных программ, удовлетворяющих разнообразные интересы учащихся; развитие мотивации личности к познанию и творчеству; свободный выбор учащимися дополнительных общеобразовательных программ в соответствии с их способностями, интересами; создание условий для развития творческих способностей и формирования навыков и умений, необходимых для развития гармонически развитой личности. 4 МБО ДО Станция туристов является многопрофильным учреждением. Педагоги реализуют дополнительные общеразвивающие общеобразовательные программы 3-х направленностей: 1. Туристско-краеведческая. 2. Социально-гуманитарная. 3. Техническая. Туристско-краеведческая направленность. Туристско-краеведческая работа является самым комплексным видом воспитания и одним из самых действенных в силу своей демократичности и гуманности т.к. идет от естественного желания ребенка приобщиться к романтике путешествий. Для детей туризм увлекательное занятие, романтика, способ активного отдыха. Для педагога - это средство лучше узнать своих учеников и активнее повышать их развитие. Своих целей педагог достигает быстрее и легче через удовлетворение потребностей детей, интереса к путешествию. Система туристско-краеведческой деятельности строится на основе деятельности детских объединений. На первом этапе освоения программ предусмотрено формирование познавательного интереса к туризму, физической культуре и краеведению, получение учащимися доступных знаний по предмету, закладывания основ и формирования детского коллектива, туристского коллектива. На втором этапе обучения происходит закрепление и расширение знаний, умений и навыков, закрепление познавательного интереса к предмету. Третий этап обучения становится этапом развития индивидуальности и самостоятельности личности, социальная адаптация к современной жизни. В дальнейшем, учащийся может подготовиться к переходу во взрослый туризм или спортивное ориентирование. Обучение строится на основе базовых знаний по общеобразовательным предметам: география, история, биология, физическая культура, основы безопасности. 5 Предусмотренные программами знания, умения и навыки формируются при использовании следующих форм обучения: занятия в учебных кабинетах, занятия в спортивном зале, скалодроме, на местности, учебно- тренировочные сборы, походы, слеты, соревнования и т.д. Туристско-краеведческая направленность представлена следующими общеобразовательными программами: 1. Школа выживания. 2. Азбука туризма (А). 3. Азбука туризма. 4. Спортивный туризм. 5. Комплексная туристская подготовка. 6. Туристы-краеведы. 7. Спортивное ориентирование – лабиринт. 8. Туристята. 9. Я люблю Мыски. 10. Школа безопасности. 11. Спортивное ориентирование (начальное звено). 12. Комплексная туристско-краеведческая подготовка. 13. Туризм. 14. Спортивное ориентирование (среднее звено) Отличительной особенностью программ социально-гуманитарной направленности является помощь учащимся в приобретении социального опыта, в профессиональном самоопределении. Реализация познавательных целей и задач способствует обогащению восприятия, формированию познавательной деятельности и целостных ориентаций 6 личности, умение творчески оценивать возможности человека, воспитанию уважительного отношения к своему историческому прошлому, семье, малой родине. Учащиеся накапливают социальный опыт в коллективном труде, овладевают навыками поведения в социуме. Занятия проводятся в учебных кабинетах, на местности, музеях, библиотеках и т.д. В рамках реализации дополнительных общеразвивающих общеобразовательных программ учащиеся принимают участвуют в конференциях, конкурсах, слетах, профильных сменах, учебно-тренировочных походах, экскурсиях, волонтерских акциях и т.д. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности раскрыты в дополнительных общеобразовательных программах и их методическом обеспечении. Социально–гуманитарная направленность представлена дополнительными общеобразовательными программами: - Наследники Победы - Юная гвардия - Пост №1 - Интересно только вместе (краткосрочная). Техническая направленность представлена дополнительными общеобразовательными программами: Робототехника (начальный уровень); Робототехника (средний уровень). Я и квадроцикл Школа мотокросса 7 Дополнительная общеобразовательная программа «Робототехника» является одним из важнейших направлений научно-технического прогресса, в котором проблемы механики и новых технологий соприкасаются с проблемами искусственного интеллекта. Программа удовлетворяет творческие потребности детей, а именно мальчиков и их родителей. Программа «Робототехника» включает в себя изучение ряда направлений в области конструирования и моделирования, программирования и решения различных технических задач. Содержание и структура курса «Робототехника» направлена на формирование устойчивых представлений о робототехнических устройствах и является одним из интереснейших способов изучения компьютерных технологий и программирования. Робототехника - передовое образовательное направление для развития инженерно - технических способностей школьников. Занятия по робототехнике проводятся на двух уровнях: начальный и средний с группой учащихся - 15 человек. Учебные занятия на начальном уровне проводятся 2 раза в неделю по 1 часу с группой обучающихся. Общее количество 72 учебных часа на группу. Занятия на среднем уровне проводятся 2 раза в неделю по 2 часа с группой обучающихся 15 человек. Общее количество учебных часов в год – 144. Курс предполагает подготовку к участию в соревнованиях различного уровня. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа мотокросса» ориентирована на развитие мотивации обучающихся к выбору профессий инженерно-технического профиля. Программа «Школа мотокросса» обеспечивает необходимыми стартовыми техническими, теоретическими знаниями устройства мотоцикла формирует основные навыки безопасного вождения мотоцикла и правил дорожного движения. Занятия мотоциклетным делом развивает интерес детей к технике, создают благоприятные условия для самовыражения, помогают активному поиску своего дела в жизни. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа мотокросса» рассчитана на 3 года обучения. Возраст обучающихся 12-17 лет. Каждый год обучения представлен, как цикл, имеющий задачи, учебный 8 план, содержание программы, планируемые результаты. Продолжительность учебных занятий - 3 раза в неделю по 3 часа. Занятия исчисляются в академических часах - 45 минут, между занятиями установлены 10-минутные перемены. На освоение программы каждого года обучения требуется - 324 часа. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Я и квадроцикл» направлена на подростков, имеющих интерес к техническому творчеству. Занимаясь по программе «Я и квадроцикл», ребята приобретают технологические умения, навыки вождения и техническое обслуживание квадроцикла с использованием современного оборудования и инструментов. В процессе обучения у подростков формируются такие черты характера, как терпение, трудолюбие, аккуратность, смелость. Тренируется воля, выносливость, сила, способность принимать оптимальные решения в экстремальных ситуациях. Данная программа рассчитана на детей 10-17 лет. Продолжительность обучения - 3 года. Всего за период обучения реализуется 972 часа. - первый год обучения - 324 часа - второй год обучения - 324 часа - третий год обучения - 324 часа. На обучение принимаются все желающие, при наличии справки об отсутствии медицинских противопоказаний к занятиям. Продолжительность занятий - 3 раза в неделю по 3 часа (45 минут). Между занятиями установлен перерыв - 10 минут. Занятия организованы таким образом, что на них осуществляется сочетание теоретических занятий, практической работы по техническому обслуживанию и ремонту квадроцикла с тренировочной ездой, соревнованиями. 9 В МБО ДО Станция туристов реализуются модифицированные, адаптированные дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы. Срок реализации от 1– 4 лет, краткосрочные дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы сроком реализации 1 месяц (16ч.). До 75% содержания программ отводится на практические занятия в форме: соревнований, экскурсий, походов выходного дня, практических тренировок на местности и т.д. Сетка учебного плана на 2024 - 2025 учебный год МБО ДО Станция туристов № Наименован п/п ие программы Общ ее колво груп п Об щее колво час ов Общее кол-во обучающихся По годам обучения (Г – количество групп, Ч – количество часов, О – количество обучающихся) 1 год обуч. 2 год обуч. 3 год обуч. 4 год обуч. 5 год обуч. Г Ч О 45 75 Г Ч О Г Ч О Г Ч 2 18 30 - - - - - О Примеч ание 6 год обуч. Г Ч О Г О Ч - - - - - - - Социально – гуманитарная направленность 1 «Юная 7 63 105 5 гвардия» 2. «Пост №1» 1 4 27 1 4 27 - - - - - - - - - - - - - - - 3. «Интересно только вместе» (краткосроч ная) 1 4 27 1 4 27 - - - - - - - - - - - - - - - по муниципа льному заданию краткосро чная, социальн ый заказ краткосро чная, социальн ый заказ 10 4. «Наследник и Победы» 5. Итого 2 по 11 12 27 1 6 15 - - - 1 6 12 - - - - - - - - - 83 186 8 59 144 2 18 30 1 6 12 - - - - - - - - - 3 - - - - - - по муниципа льному заданию отделу Туристско-краеведческая направленность «Комплексн ая туристская подготовка» «Спортивны й туризм» 3 27 36 - - - 3 27 30 - - - 8. «Я люблю Мыски» 1 4 27 1 4 9. «Азбука туризма» 10. «Азбука туризма»(А) 3 18 30 2 11. «Туристята» 3 9 75 12. Туристыкраеведы 2 18 6. 7. 8 48 27 36 - - - - - 3 27 30 - - - - - - - - - - - - 27 - - - - - - - - - - - - - - - 90 2 12 24 - - - - - - - - - - - 12 20 -- - - 1 6 - - - - - - - - - 3 9 75 - - - - - - - - - - - - - - - 1 9 15 1 9 12 - - - - - - - - - - - - 114 27 6 36 - 10 - по муниципа льному заданию. по муниципа льному заданию краткосро чная, социальн ый заказ по муниципа льному заданию по муниципа льному заданию по муниципа льному заданию по муниципа 11 13. «Школа выживания» 7 63 103 14. «Туризм» 6 54 90 15. Спортивное 1 ориентирова ние лабиринт» «Школа 1 безопасност и» 4 27 1 4 27 - - 4 15 1 4 15 - «Спортивно 2 е ориентирова ние» (начальное звено) «Спортивно 1 е ориентирова ние» (среднее звено) Комплексна 1 я туристскокраеведческ ая подготовка 12 24 - - - 9 12 - - 9 15 1 9 16 17 18. 19. - - 6 - - - - - льному заданию - по муниципа льному заданию - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - по муниципа льному заданию - - - - - - - - - - - по муниципа льному заданию - - - - - - - - - - - по муниципа льному заданию - 1 9 15 5 90 - - - - - - - -- - - - - - - - - - - 2 12 24 - - - 1 9 12 - 15 - - - - 54 45 74 1 9 14 по муниципа льному заданию краткосро чная, социальн ый заказ краткосро чная, социальн ый заказ 12 20. Итого отделу: по 42 306 625 22 141 374 13 6 12 90 - 105 153 6 51 84 1 - - - - - 9 14 - - - - - - - - - - - - по муниципа льному заданию Техническая направленность 21. Робототехни ка начальный уровень 6 12 90 - - - - 22. Робототехни ка средний уровень 23. Яи квадроцикл 4 36 32 24. Школа мотокросса 4 36 25. Итого по отделу 21 112 26. Итого по учебному плану 74 501 27. Итого вакансий по учебному плану 24 146 7 28 105 - - - - - - - - - - - - - - по муниципа льному заданию - - - - - - - - - - - - - - - 28 - - - - - - - - - - - - - - - по муниципа льному заданию по муниципа льному заданию 112 255 - - - - - - - - - - - - - - - 51 312 773 15 123 183 7 57 96 1 9 14 - - - - - - 22 128 355 - - - 2 18 24 - - - - - - - - - 28 105 4 36 32 28 4 36 255 21 1066 379 7 - 13 28. Итого без вакансий по учебному плану 50 355 687 29 184 418 15 123 183 5 39 72 1 9 14 - - - - - - 14