Я люблю Мыски

Муниципальное казённое учреждение
«Управление образованием Мысковского городского округа»
Муниципальная образовательная организация
дополнительного образования
Станция туристов
Программа рассмотрена и
рекомендована к утверждению
педагогическим советом МБО ДО
Станции туристов
протокол № 1от 31.08.2023 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБО ДО Станция туристов
______________ В.А. Репин
Приказ № 132 от 31.08.2023 г.

Я люблю Мыски
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
туристско - краеведческой направленности
уровень программы: стартовый
адресована учащимся: 7 – 11 лет
срок реализации: 1 месяц

Разработчик:
Овчинникова Елена Анатольевна,
педагог дополнительного образования

Мысковский городской округ 2023

2

Содержание
1. Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка (нормативно-правовые основы разработки
дополнительной общеобразовательной программы, направленность
программы,
актуальность
программы,
педагогическая
целесообразность,
уровни
сложности
программы,
новизна
программы, цель и задачи программы, отличительные особенности
программы, возраст учащихся с особенностями приёма, планируемые
результаты реализации программы, объёмы и сроки освоения
программы,
формы
обучения,
особенности
организации
образовательного процесса, режим организации занятий)
Учебно – тематический план
Содержание программы
Методическое обеспечение программы
2. Комплекс организационно-педагогических условий
Материально - техническое обеспечение
Формы аттестации
Оценочные материалы
Список используемой литературы для педагога
Список рекомендуемой литературы для учащихся и родителей
Приложения

3

11
12
14
15
15
15
16
17
18

3

1.

Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Я люблю Мыски» является краткосрочной программой туристско –
краеведческой направленности, модифицированная. Разработана на основе
авторской программы доктора педагогических наук Ф.Г. Багаутдиновой
«Туристско-краеведческая деятельность учащихся начальных классов» ЦДЮТиК

МО

РФ,

2002.

Дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая программа «Я люблю Мыски» способствует реализации
регионального компонента географического образования и направлена на
реализацию

социального

заказа

общества:

чем

полнее,

глубже,

содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его лучших людях,
тем действительными окажутся они в воспитании любви к родной природе и
земле, уважение к традициям своего народа.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Я люблю Мыски» составлена на основании следующих нормативных
документов:


Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629

«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

закон от 29


Закон Российской Федерации «Об образовании» (Федеральный
декабря 2012 г. № 273-ФЗ);
Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018

- 2025 гг. (постановление Правительства Российской Федерации от 26
декабря 2017 г. № 1642);


Концепция развития дополнительного образования детей до

2030г. (Распоряжение Правительства РФ от 4 марта 2022 г. № 678-р);

4



Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018

- 2025 гг. (постановление Правительства Российской Федерации от 26
декабря 2017 г. № 1642);


Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 №

09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);


Приказ Министерства образования и науки от 23.08.2017г. №816

«Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;


Письмо Минпросвещения России от 07.05.2020 N ВБ-976/04

"О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и
социализации,

дополнительных

общеразвивающих

программ

с

использованием дистанционных образовательных технологий" (вместе с
"Рекомендациями по реализации внеурочной деятельности, программы
воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных
программ с применением дистанционных образовательных технологий");


Постановление Главного государственного санитарного врача

РФ 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи".


Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ "О внесении

изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
по вопросам воспитания обучающихся".


Письмо Минпросвещения России от 15.04.2022 №СК-295/06 "Об

использовании государственных символов Российской Федерации".
 Профессиональный

стандарт

«Педагог

дополнительного

образования детей и взрослых» (Приказ Минтруда и соц. защиты РФ от
05.05.2018 № 298н).

5

Актуальность программы базируется на анализе педагогического
опыта. В настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению
родного края.
Программа позволяет каждому учащемуся расширять и приобретать
новые более глубокие знания о своём городе, формирует краеведческие
умения и навыки. Учащиеся расширят свой кругозор о городе, в котором они
живут, его прошлом и настоящем, известных людях родного города. Изучение

краеведения является одним из основных источников обогащения учащихся
знаниями.
Педагогическая целесообразность программы представляет собой
интегрированный курс занятий, имеющий целью ввести учащихся в мир
истории и культуры нашего города, его коренных жителей. Особое
внимание уделяется созданию образовательной среды, в которой учащиеся
чувствовали бы себя максимально комфортно, имели возможность для
творческой самореализации, обеспечения эмоционального благополучия.
Уровень сложности программы - стартовый. ДООП «Я люблю
Мыски» является разнообразной по содержанию, составлена с учётом
интересов и возрастных особенностей учащихся начальной школы,
организации

целостного

воспитательного

пространства,

организации

совместной деятельности.
Новизна программы заключается в обоснование новых подходов к
структурированию содержания программы – краткосрочная, рассчитана на
больший охват учащихся в течении учебного года, что позволяет в свою
очередь

решить одну из проблем дополнительного образования – охват

учащихся дополнительным образованием.

6

Цель и задачи программы
Цель. Приобщение учащихся к природному, историческому и культурному
наследию города Мыски, воспитание активной жизненной позиции
гражданина с детских лет.
Программа направлена на решение следующих задач:
Обучающие:
 формировать у учащихся представления об историческом
прошлом и настоящем нашего города; о личностях, оставивших
заметный

след

в

истории;

о

вкладе,

который

внесли

соотечественники в историческое и культурное наследие города,
края, страны; о культуре, обычаях и традициях коренного
народа;
 прививать учащимся умения и навыки поисковой деятельности:
наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный
материал, оформлять его, осуществлять анализ и самоанализ;
 формировать у учащихся учебную самостоятельность и деловые
качества.
Развивающие:
 развивать

эмоционально-образное,

художественного

типа

мышления учащихся, что является условием становления
интеллектуальной

и

духовной

стороны

личности

юного

мысковчанина;
 развивать

интерес

и

бережное

отношение

учащихся

к

культурным и природным ценностям родного города.
 развивать коммуникативные умения учащихся: умение общаться
и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах,
уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и
деятельность товарищей.

7

Воспитательные:
 воспитывать у учащихся трепетное отношение к прошлому и
ответственное отношение к будущему своего родного города;


воспитывать

у

учащихся

чувства

взаимопомощи,

коллективизма, умения выслушать друг друга, умения работать
в коллективе;
 воспитывать у учащихся гражданскую позицию.
Отличительная

особенность

программы

состоит

в

её

практической значимости: изучение материала программы происходит
через вовлечение учащихся в игровую и практическую деятельность. В
процессе обучения, учащиеся знакомятся с историческим прошлым города,
с коренными жителями, их самобытной культурой, традициями, обычаями.
Узнают, как шёл процесс заселения города. Получат представление о труде,
жилище и быте наших предков, о событиях прошлого и их месте в
Отечественной истории вообще. Через приобщение к конкретным судьбам
выдающихся земляков учащиеся познакомятся со славными страницами
родного города.
В программе конкретизирован «Контрольно – измерительный блок».
Практически

все

упражнения

созданы

на

основе

конструктора

интерактивных упражнений платформы LearningApps.org.
Адресат программы – возраст детей и их психологические
возможности
Данная программа разработана для групп сменного состава учащихся
общеобразовательных школ и реализуется на основе договора о сетевом
взаимодействии.
Предназначена для учащихся младшего школьного возраста 7 – 11 лет.
Зачисление учащиеся общеобразовательных школ желающие заниматься по
программе осуществляется при наличии письменного разрешения врача педиатра, при отсутствии противопоказаний к занятиям.

Набор учащихся

8

на программу свободный, по заявлению родителей. При зачислении
девочек и мальчиков - ограничений нет.
Программа разработана с

учетом

сопровождения

отдельных

категорий учащихся (дети группы риск, дети из малообеспеченных семей,
из многодетных семей и др.)
Срок реализации образовательной программы
Количество учащихся в учебной группе: 25 - 30 человек.
Срок реализации программы – 1 месяц, объем программы 16 часов, в
течении учебного года.
Уровень программы:
 стартовый.
Формы и режим занятий:
Аудиторные и внеаудиторные занятия
Занятия по программе могут проводиться по группам или всем
составом группы.
Периодичность и продолжительность проведения:
1 неделя месяца - 2 раза по 2 часа;
2 неделя месяца - 2 раза по 2 часа;
3 неделя месяца - 2 раза по 2 часа;
4 неделя месяца - 1 раз 4 часа (экскурсия, интерактивные игры,
командная деятельность).
Форма обучения:
 Очная.
Особенности организации образовательного процесса:
 традиционная форма;
 дистанционная с учётом эпи обстановки с применением
(электронных) дистанционных технологий.
Формы организации занятий
Основной формой работы являются комбинированные учебные
занятия. Учебные занятия включают теоретический блок подачи учебного

9

материала и практический блок. Успешное решение задач программы
достигается путём изучения блока теоретических разделов с учётом
постоянной нацеленности на практическую реализацию полученных знаний
и навыков.
Учебное занятие:
 Комбинированное занятие (все этапы занятия присутствуют);
 Изучения нового материала (лекция с элементами беседы,
демонстрация видео фильмов, презентаций);
 Применение знаний на практике, формирование практических
умений

(викторины,

экскурсии,

интеллектуальные

игры,

практические задания);
 Контроль знаний (викторина).
Методы обучения
Программа предусматривает использование системы методов обучения,
которая учитывает вариативность содержания и многогранный характер
деятельности субъектов образовательного процесса. В ней представлены:
1. Словесные методы обучения (чтение; беседа, диалог (диалог
педагога с учащимися, диалог учащихся друг с другом).
2. Метод проблемного обучения (создание проблемных ситуаций:
постановка проблемного вопроса, формулировка и решение проблемы
учащимися)
3. Метод игры (игры: дидактические, развивающие, познавательные,
подвижные, народные)
4. Наглядный метод обучения (наглядные материалы: рисунки,
плакаты,

фотографии;

демонстрационные

материалы:

презентации;

видеоматериалы: документальные фильмы и мультфильмы).
Активные методы познавательной деятельности, используемые
на занятиях: беседа; обсуждение сообщений; чтения (литературные);
викторина с вариантами ответов; заочное путешествие во времени и
пространстве; познавательные и интерактивные игры.

10

Занятия основываются на принципах: учёта возрастных особенностей
учащихся,

коллективности,

патриотической

направленности,

диалогичности, саморазвития и самоопределения личности. Теоретические
занятия проводятся в основном в игровой форме, доступной учащимся
младшего школьного возраста.
Планируемые результаты и система их оценивания
В ходе реализации данной программы учащиеся:
 расширят представление об истории и культуре нашего города с
древнейших времен до наших дней;
 овладеют элементарными знаниями о составных частях города, о роли
людей и природы в формировании города и в решении городских
проблем, о важных функциях города, о самых его известных
достопримечательностях, коренных жителях - шорцах;
 смогут применять для выполнения заданий свой повседневный опыт и
знания о городе, полученные на занятиях;
 научатся правильно ориентироваться по упрощённой карте - схеме
города, маршрутному листу.

11

Учебно - тематический план

№
п/п
1.
1.1.
1.2.
2.
2.1.
2.2.

3.
3.1.
3.2.
4.
4.1.
4.2.
Итого

Наименование
тем и разделов
Краеведческий
калейдоскоп
Место
силы.
Сын
шорского народа.
Милые сердцу, родные
просторы.
Мы по городу шагаем,
много нового узнаем...
Родные тропинки (улицы
города Мыски)
Городок мой, городок
(памятные места родного
города города).
Страницы
истории
города...
Родная школа.

Количество
часов
В
Т
П
4
1
3

Формы
контроля

2

1

1

Наблюдение

2

-

2

Кроссворд «Такие
разные растения»

4

1

3

2

-

2

Наблюдение

2

1

1

Опрос

4

1

3

2

1

1

Славим
город
свой
делами...
Подведение итогов.

2

-

2

4

1

3

Родной свой край люби и
знай.
Знатоки города.

3

1

2

1

-

1

16

4

13

Практическая
работа
Наблюдение,
собеседование
Интеллектуальная
игра
Викторина

12

Содержание программы
1. Краеведческий калейдоскоп.
1.1.

(4 часа)

Место силы. Сын шорского народа. (2 часа)

История образования города Мыски, происхождение названия.
Жизнь города, обряды, обычаи и традиции коренного народа - шорцев.
Беседа о герое шорского народа - Михаиле Куюкове: его подвиге в
годы Великой Отечественной войны. О памяти потомков М.М. Куюкова.
Практика. Мой город на карте Кузбасса. Интерактивная игра
«Отгадай-ка» (кроссворд «Город Мыски»). Разукрашивание орнаментов
коренных народов.
1.2. Милые сердцу, родные просторы. (2 час)
Многообразие растений нашего края. Деревья и культурные растения
ближайшего окружения. Дерево России – берёза.

Растения первоцветы.

Животный мир Кузнецкого Алатау. Богатства родного края.
Практика. Природная мастерская. Изготовление аппликаций из
осенних листьев.
2. Мы по городу шагаем, много нового узнаем... (4 час)
2.1. Родные тропинки... (улицы города Мыски). (2 час)
Знакомство с понятием «малая Родина». Рассказ, какие дома есть на
улицах города, общественные здания и их назначение: библиотека, почта,
магазин, Дом культуры, школа, больница и т.п.

Названия улиц и их

расположение, рассказ о том, в честь кого названы улицы в центральной
части города.
Практика. Интерактивная экскурсия по улицам города. Ориентировка
в ближайшем окружении, микрорайоне школы, дома.
2.2. Городок мой, городок... (памятные места родного города). (2
час)
Крупные промышленные объекты города. Памятники и памятные
места: Мемориал воинской славы, Памятник Петру и Февронье, Памятник
В.И. Ленину, парк «Сказки Шапкая».

13

Практика. Интерактивная игра «Люби и знай свой край».
3. Страницы истории города... (4 часа)
3.1. Родная школа. (2 часа)
Родная школа, её история, традиции, выпускники, которыми школа
гордится.
Практика. Встреча с выпускниками школы.
3.2. Славим город свой, делами... (2 часа)
Трудовые достижения и знаменитые земляки малой родины.
Практика. Встречи с интересными людьми города.
4. Подведение итогов. (4 часа)
4.1. Родной свой край, люби и знай. (3 часа)
Интеллектуальная игра «Родной свой край, люби и знай».
Практика. Работа в малых группах.
4.2. Знатоки города. (1 час)
Викторина «Городок мой, городок»
Практика. Индивидуальная работа.

14

Методическое обеспечение программы
Название
раздела, темы

Форма
занятий

1.1. Место силы. Презентация
Сын
шорского «Сын
народа.
шорского
народа»
1.2.
Милые Обзорная
сердцу, родные беседа
просторы.

Методы и
Методическое Материально приёмы
обеспечение
техническое
обучения
обеспечение
1. Краеведческий калейдоскоп.
Словесный,
Картотека игр. Мультимедиа
практический,
проектор
наглядный

Наблюдение

Игра «Что, где Мультимедиа
растет?»
проектор
https://learninga
pps.org/view223
9813
Игра
«Сможешь ли
ты различить
ягоды?»
https://learninga
pps.org/view810
5621
2. Мы по городу шагаем, много нового узнаем...
2.1.
Родные Виртуальная
словесный,
План-конспект Мультимедиа
тропинки...
экскурсия
практический,
проектор, план –
наглядный
схема школьного
участка

Кроссворд
«Такие разные
растения»

2.2. Городок мой, Обсуждение
городок...
проблемных
(памятные места ситуаций
родного города).

Опрос

Родная Экскурсия по
коридорам
школы
3.2.
Славим Встреча с
город
свой, интересными
делами...
людьми
3.1.
школа.

4.1. Родной свой Практическое
край, люби и занятие.
знай.

4.2.
города.

Знатоки Практическое
занятие.

Словесный,
практический,
наглядный

Формы
подведения
итогов

словесный,
практический

План-конспект

3. Страницы истории города...
словесный,
План-конспект
наглядный,
практический.
словесный,
План наглядный,
конспект
практический
4. Подведение итогов.
словесный,
Интерактивная
практический, игра «Родной
наглядный
свой
край,
люби и знай»
https://learninga
pps.org/display?
v=pg4n23xjk19
Словесный,
Вопросы
практический. викторины на
бумажном
носителе

Дидактические
карточки

План –
школы

Наблюдение

схема Практическая
работа

Мультимедиа
проектор

Наблюдение,
собеседование

Оборудование
для проведения
мероприятия.

Интеллектуаль
ная игра

Карандаши,
листы бумаги.

Викторина

15

2. Комплекс организационно-педагогических условий
Материально - техническое обеспечение.
Для проведения теоретических занятий есть учебный кабинет,
соответствующий санитарно - гигиеническим нормам и требованиям.
Кабинет

оснащён персональным компьютерам с доступом в интернет,

мультимедийным проектором с экраном.
Формы аттестации
С

целью

данной программы

установления
заявленным

соответствия
целям

и

результатов

планируемым

освоения

результатам,

проводится итоговая аттестация. Итоговая аттестация проходит в форме
интерактивной игры «Городок мой, городок...».
Диагностика проводится в итоговый период учебных занятий для
того, чтобы судить о достижении цели программы (т.е. удалось ли усвоить
учащимися знания о любимом городе в течение занятий по данной
программе).
Оценочные материалы
Качество приобретённых знаний по освоению различных форм работы
оценивается через анализ мероприятий. Удовлетворённость учащихся
программой определяется методом коллективного опроса.

16

Список используемой литературы для педагога
1. Бесова М.А. В школе и на отдыхе. Познавательные игры для детей от 6
до 10 лет. – Ярославль: Академия развития, 1997.
2. Бондаренко Т. М. «Экологические занятия с детьми» Воронеж 2002 г.
3. Васильченко

А.А.

Птицы

кемеровской

области.

–

Кемерово:

Кузбассвузиздат, 2004.
4. Вяземский

Е.Е.

Проблемы

изучения

истории

родного

края

в

общеобразовательных школах РФ. М., 2015.
5. Горячев А.В., Иглина Н.И. Все узнаю, все смогу. Пособие по проектной
деятельности в начальной школе (2-4 классы). –М.: Баласс, 2010.
6. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический
конструктор: пособие для учителя/ Григорьев Д.В., Степанов П.В.-М.:
Просвещение, 2010.
7. Григорьев Д.В., Степаноов П.В. Программы внеурочной деятельности.
8. Познавательная деятельность. Проблемно – ценностное общение. – М.,
2017.

17

Список литературы для учащихся и родителей
1. Медникова С.О. Кладовые природы/ С.О. Медникова. – СПб: Весь,
2007.
2. Озеров А.Г. Историко-этнографические исследования учащихся.
Учебнометодическое пособие – М.: Федеральное Агентство по
образованию ФЦДЮТиЭ СКР, 2007.
3. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины /В.В. Петров. –
Воронеж, 2004.

18

Приложение 1
Тезаурус
КРАЕВЕДЕНИЕ:
Комплексная научная дисциплина, включающая знания о крае, изучение его
природы,

истории и культуры,

преимущественно силами

местного

населения. Предполагает изучение, анализ и пропаганду различными
средствами (прежде всего – музейными) исторического опыта какой-либо
территории (от крупного региона до отдельного города, села, предприятия,
усадьбы, улицы, школы, дома и др.), выявление тенденций развития, исходя
из местных условий, традиций и возможностей. Выделяют историческое,
эколого-географическое, литературное, этнографическое краеведение и др.
Для краеведения характерны широта участия (от одиночек-энтузиастов до
больших коллективов), многообразие форм и методов деятельности
(изучение разнообразных источников, наблюдение и обследование, походы
и экспедиции, анкетирование, переписка и т.п.). Итогом краеведческой
деятельности становится организация краеведческих уголков, кабинетов,
выставок и музеев. По формам организации может быть государственным,
школьным, общественным. Самым массовым видом краеведения является
школьное.
КРАЕВЕДЧЕСКИЙ УГОЛОК:
Собрание краеведческих материалов в учреждении образования или его
структурном подразделении, например в классе, служащее для реализации
образовательно-воспитательных функций средствами краеведения.
МАКЕТ:
Объемное воспроизведение внешнего вида предмета, объекта, выполненное
в масштабе.
МЕМОРИАЛ:
Архитектурный ансамбль, воздвигнутый в память о выдающемся событии
или лице. Обычно связан с памятным местом. Объединяет сооружения,

19

монументальную скульптуру и живопись. Может включать музейную
экспозицию. Мемориалы часто являются объектами шефской работы
школьных музеев.
КАРТИННАЯ

ГАЛЕРЕЯ

–

художественный

музей,

в

котором

экспонируются произведения живописи.
ПАМЯТНИК

ИСТОРИИ

И

КУЛЬТУРЫ

–

основная

категория

памятников, включающая как музейные предметы и предметы музейного
значения, так и недвижимые памятники, среди которых отдельные могут
быть объектами музейного показа. Понятие «памятник истории и культуры»
объединяет различные виды памятников: памятники истории, археологии,
архитектуры, искусства, документальные памятники.
УРОК-ЭКСКУРСИЯ:
Проведение учебного урока с использованием музейной экспозиции или
материалов музея.

20

Приложение 2
Мониторинговая программа
Уровень удовлетворенности
детей
Высокий

Количество
учащихся

% от общего числа
учащихся

Средний
Низкий

Методы диагностики: метод опроса
Инструментарий: бланки викторины, ручки.
Периодичность: конец срока реализации программы.
Оценка осуществляется по трем уровням (высокий, средний, низкий).
Высокий

уровень

70-100

%

-

высокий

уровень

мотивации,

познавательной активности. Учащиеся отличаются высоким уровнем
познавательных мотивов, обладают стремлением успешно фиксировать
ответы на все задания викторины.
Средний уровень 50-70% - положительное отношение к занятиям,
которые интересны учащимся. Обычно учащимся интересно общаться со
сверстниками и педагогами. Познавательные интересы у них развиты
недостаточно.
Низкий уровень ниже 50% - низкая мотивация. Посещение занятий без
желания. Учащиеся иногда проявляют агрессивные реакции, отказываются
идти на контакт, участвовать в различных мероприятиях.

21

Приложение 3
Календарный учебный график
дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы
«Я люблю Мыски»
туристко – краеведческой направленности
2023 – 2024 учебный год
1. Адрес места осуществления образовательного процесса
652840, Кемеровская область, город Мыски, улица Лермонтова, дом 2,
МБО ДО Станция туристов.
2. Продолжительность учебного года
Начало учебного года 01.09.2023 г.
Окончание учебного года 30.05.2024 г.
Количество учебных недель: 4 недели.
3. Режим занятий
Сентябрь - май - 3 раза в месяц - 2 раза в неделю по 2 часа.
Четвёртая неделя месяца - 1 раз в месяц – 4 часа.
Объем: программа рассчитана на 16 часов.
Продолжительность учебных занятий – 40 минут, перерыв -10 минут
Занятия проводятся по расписанию, утверждённому директором МБО
ДО Станции туристов.
ДООП не реализуется в каникулы и в праздники.

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».