Муниципальное казенное учреждение «Управление образованием Мысковского городского округа» Муниципальная образовательная организация дополнительного образования Станция туристов Программа рассмотрена и рекомендована к утверждению педагогическим советом МБО ДО Станции туристов протокол № 1 от 31.08.2023 г. УТВЕРЖДАЮ Директор МБО ДО Станция туристов ______________ В.А. Репин Приказ № от 31.08.2023 г. Интересно только вместе дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - гуманитарной направленности уровень программы: ознакомительный адресована учащимся: 7 – 11 лет срок реализации: 1 месяц Разработчик: педагог дополнительного образования Малышева Галина Николаевна Мысковский городской округ 2023 2 Содержание 1. Комплекс основных характеристик программы Пояснительная записка (нормативно-правовые основы разработки дополнительной общеобразовательной программы, направленность программы, актуальность программы, педагогическая целесообразность, уровни сложности программы, новизна программы, цель и задачи программы, отличительные особенности программы, возраст учащихся с особенностями приема, планируемые результаты реализации программы, объемы и сроки освоения программы, формы обучения, особенности организации образовательного процесса, режим организации занятий) Учебно – тематический план Содержание программы 2. Комплекс организационно-педагогических условий Условия реализации программы Формы аттестации Оценочные материалы Контрольно – измерительный блок Методическое обеспечение программы Список используемой литературы для педагога Список рекомендуемой литературы для учащихся и родителей Приложения 3 3 9 10 12 12 12 12 13 15 16 17 18 3 1. Комплекс основных характеристик программы Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Интересно только вместе» является краткосрочной программой социально гуманитарной направленности, модифицированная. Организация занятости - один из важных аспектов образовательной деятельности. Социализация детского коллектива позволит сделать педагогический процесс непрерывным в течение всего года. Содержание отдыха должно обеспечивать активный оздоровительный отдых детей, способствующий снятию физического и психологического напряжения детского организма. Группы сменного состава одна из форм организации образовательнодосуговой деятельности детей. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Интересно только вместе» составлена на основании следующих нормативных документов: Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Закон Российской Федерации «Об образовании» (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ); Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018 - 2025 гг. (постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642); Концепция развития дополнительного образования детей до 2030г. (Распоряжение Правительства РФ от 4 марта 2022 г. № 678-р); 4 Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018 - 2025 гг. (постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642); Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы); Приказ Министерства образования и науки от 23.08.2017г. №816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; Письмо Минпросвещения России от 07.05.2020 N ВБ-976/04 "О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий" (вместе с "Рекомендациями по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий"); Постановление Главного государственного санитарного врача РФ 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи". Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся". Письмо Минпросвещения России от 15.04.2022 №СК-295/06 "Об использовании государственных символов Российской Федерации". Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Приказ Минтруда и соц. защиты РФ от 05.05.2018 № 298н). 5 Актуальность и значимость программы определяется тем, что данная программа разработана для групп сменного состава и позволяет каждому учащемуся получить новые знания, приобрести различные навыки и социальный опыт. Приобретенные знания помогут в самосовершенствовании и самореализации своих возможностей, преодолевать возникающие социальные трудности, организовывать и проводить социально значимые дела. В целях профилактики асоциальных проявлений в детской и подростковой среде во время занятий в группах сменного состава осуществляется занятость детей социально опасного положения, группы риска и детей учетных категорий. Педагогическая целесообразность программы заключается в создании такой среды, в которой каждый участник программы чувствовал себя максимально комфортно, имел бы широкие возможности для творческой самореализации, обеспечения эмоционального благополучия. Уровень сложности программы - ознакомительный. Включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления отдыха и воспитания детей в условиях временного детского коллектива. Новизна программы заключается физкультурно-оздоровительной, в гармоничном проектировочной, сочетании художественно- эстетичной, интеллектуальной, правовой деятельности учащихся. В ходе непрерывной работы в условиях временного детского коллектива ведется целенаправленная работа по развитию социального интереса лидеров детского коллектива. Программа по содержанию является комплексной, включает в себя различные направления оздоровления, отдыха детей в условиях занятости в группах сменного состава. Цель. Создание благоприятных условий для укрепления здоровья, организации досуга учащихся во время учебного года и летних каникул, развития творческого и интеллектуального потенциала личности, 6 индивидуальных способностей и дарований, творческой активности с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей. Программа направлена на решение следующих задач: Обучающие: вовлечь учащихся в социально – значимую деятельность; формировать у учащихся навыки общения и толерантности; прививать учащимся навыки здорового образа жизни; совершенствовать у учащихся навыки самостоятельной творческой деятельности. Развивающие: развивать личностные качества учащихся – самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность; развивать лидерские качества учащихся; развитие творческий потенциал учащихся через вовлечение в различные виды досуговой деятельности. Воспитательные: воспитывать у учащихся чувства взаимопомощи, коллективизма, умения выслушать друг друга, умения работать в коллективе; воспитывать у учащихся гражданскую позицию. Отличительная особенность программы состоит в ее практической значимости: изучение материала программы происходит через вовлечение учащихся в игровую и практическую деятельность. В процессе обучения учащиеся знакомятся с историей родного края, памятниками истории и культуры, с разнообразием растительного и животного мира природы родных мест. Учащиеся могут проследить взаимосвязи между человеком и природой, усвоят навыки здорового образа жизни, безопасного поведения в природной среде, смогут принять участие в различных мероприятиях. 7 Программа «Интересно только вместе» ознакомительного уровня предназначена для учащихся 7 – 11 лет смешанных групп. Зачисление учащихся общеобразовательных школ, желающих заниматься по программе, осуществляется при наличии заявления родителей (законных представителей), справки о состоянии здоровья от педиатра, наличии сертификата дополнительного образования. Набор детей на программу свободный. При зачислении девочек и мальчиков - ограничений нет. Программа разработана с учетом сопровождения отдельных категорий учащихся (дети группы риска, дети из малообеспеченных семей, из многодетных семей и др.) Срок реализации образовательной программы По продолжительности программа «Интересно только вместе» является краткосрочной, реализуется в течение одного месяца круглогодично. Основной состав – дети 7 - 11 лет. Количество учащихся от 25 до 30 человек. Периодичность и продолжительность проведения: 1 неделя месяца - 2 раза по 2 часа; 2 неделя месяца - 2 раза по 2 часа; 3 неделя месяца - 2 раза по 2 часа; 4 неделя месяца - 1 раз 4 часа (акции, КТД, соревнования и пр. командная деятельность). Объем: программы рассчитана на 16 часов в месяц. Формы и режим занятий Форма обучения: очная. Форма организации занятий: групповая. Основные формы организации занятий: коллективные творческие дела; игры, викторины; мастер-классы; 8 акции; квесты. Формы подведения итогов Вид контроля (аттестации): итоговая аттестация. Проводится в форме цикла воспитательных мероприятий, направленных на определение уровня положительного воздействия содержания программы на учащихся, в рамках реализации поставленных задач. Формы контроля (аттестации): анкетирование. Планируемые результаты В ходе реализации данной программы ожидается: • популяризация среди детей и подростков здорового образа жизни, укрепления здоровья; • повышение уровня физической подготовленности и спортивных результатов; • максимальное участие учащихся в культурных и спортивных мероприятиях; • развитие лидерских и организаторских качеств. 9 Учебно-тематический план № п/п Наименование тем и разделов 1. 1.1. Знакомство с детьми. Игры на знакомство, сплочение, на выявление лидеров. КТД «Справа друг и слева друг». 1.2. Количество часов В Т П 4 0 4 2 0 2 2 0 2 4 1 3 2.1. Выявление творческих способностей. КТД «Вместе – мы сила». 2 1 1 2.2. «Урок справедливости». 2 1 1 Спецкурс «От слов к делу». Технология подготовки дела. Разработка и подготовка спортивноразвлекательного мероприятия «Здоровое поколение». Подведение итогов. Проведение итогового спортивноразвлекательного мероприятия «Здоровое поколение». Групповая дискуссия «Как мы жили?» 4 1 3 2 1 1 2 0 2 4 3 1 0 3 3 1 0 1 16 3 13 2. 3. 3.1. 3.2. 4. 4.1. 4.2. Итого Формы контроля Практическая работа, опрос, наблюдение. Практическая работа, опрос, наблюдение. Опрос, наблюдение. Практическая работа, опрос, наблюдение. Практическая работа. Практическая работа, опрос, наблюдение, тестирование. Наблюдение, практическая работа. Анкетирование, дискуссия. 10 Содержание программы 1. Знакомство с учащимися (4 ч.) 1.1. Игры на знакомство. Знакомство учащихся друг с другом (2 ч.) Практика: «Карта знакомства». Для проведения игры необходима карта, на которой обозначены море Радости, поляна Мечты, остров Одиночества, дорога «Успеха» и т.д. Каждый участник поочередно бросает кубик на карту. На какой объект она падает, о тех случаях из жизни необходимо рассказать. «Расскажи мне обо мне». Общаясь в парах в течение нескольких минут, необходимо как больше узнать друг о друге. После этого каждый участник рассказывает о собеседнике. 1.2. Игры на сплочение коллектива (2 ч.) Практика: Сплочение коллектива в игровой форме. Выявление творческих способностей. КТД «Справа друг и слева друг». 2. Выявление творческих способностей (4 ч.) 2.1. КТД «Вместе - мы сила» (2 ч.) Практика: Выполнение творческих заданий. Работа в группах. 2.2. «Урок справедливости» (2 ч.) Теория: Педагогический смысл этого дела: - анализ собственных способностей и умений; - передача своего опыта; - формирование потребности в познании нового; - воспитание чувства справедливости; Практика: обучение справедливому разрешению возникающих проблем. 3. Спецкурс «От слов к делу» (4 ч.) 3.1. Технология подготовки дела (2 ч.) 11 Теория: Ознакомление с основами разработки и организации дела. Понятие «дело», «мероприятие», «игра». Слагаемые организаторской работы. Правила организатора. Практика: Схема проведения анализа дела. 3.2. Разработка и подготовка к проведению спортивно - развлекательного мероприятия «Здоровое поколение» (2 ч.) Теория: Пропаганда здорового образа жизни через проведение спортивного праздника. Ознакомление с формой проведения социально значимого дела. Этапы подготовки акции. Практика: Разработка праздника «Здоровое поколение». 4. Подведение итогов (4 ч.) 4.1. Проведение итогового спортивно-развлекательного мероприятия «Здоровое поколение» (3 ч.) Практика: Пропаганда здорового образа жизни через проведение спортивного праздника. Совместная деятельность педагогов и учащихся. 4.2. Групповая дискуссия «Как мы жили?» (1 ч.) Анализ совместной деятельности. Приглашаются все педагоги и учащиеся, которые принимали участие в реализации программы. Групповая дискуссия включает в себя обсуждение следующих вопросов: что получилось, что требует корректировки, каковы предложения по улучшению программы. 12 2. Комплекс организационно-педагогических условий Условия реализации программы Материально - техническое обеспечение Для проведения теоретических и практических занятий необходимо оснащение: мультимедийный проектор с экраном, микрофоны, музыкальный центр, компьютер. Для проведения практических мероприятий по данной программе с учащимися, необходимы: спортивная площадка на территории Станции туристов, парк, спортивное, туристское оборудование. Формы аттестации С целью данной программы установления заявленным соответствия целям и результатов планируемым освоения результатам, проводится итоговая аттестация. Итоговая аттестация проходит в форме групповой дискуссии «Как мы жили?». Диагностика проводится в итоговый период учебных занятий для того, чтобы судить о достижении цели программы (т.е. удалось ли организовать отдых и оздоровление учащихся в течение занятий по данной программе). Оценочные материалы Качество приобретенных знаний по освоению различных форм работы оценивается через анализ мероприятий. Удовлетворенность учащихся программой группы определяется методом анкетирования. 13 Контрольно – измерительный блок Вопросы к итоговому анкетированию. Анкета «Как мы жили?» Дорогой друг! Подошла к концу наша программа «Интересно только вместе». Чем она запомнилась тебе, как ты чувствовал себя в нашей группе, что волновало тебя? Это те вопросы, ответив на которые, ты сможешь помочь нам проанализировать нашу работу. Фамилия, имя _________________________. Возраст _______лет. Место проживания _______________________________________________ Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы: 1. Понравилось ли тебе работать в группе по программе «Интересно только вместе»? ______________________________________________________ 2. Кем ты чаще всего был в течение занятий по программе (выбери одну позицию)? а) организатором б) генератором идей (предлагал(а) новые идеи) б) активным участником г) наблюдателем (на всё смотрел со стороны). 3. В чём из предложенного во время занятий по программе ты смог себя проявить (отметь галочкой)? а) в оформлении уголка группы б) в организации и проведении дел в группе в) в активном участии в мероприятиях г) в спорте д) в прикладном творчестве е) в сценическом творчестве (выступления на сцене) ё) свой вариант ____________________________________________________. 14 4. Какие мероприятия тебе запомнились (понравились) больше всего (перечисли)________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ 5. Самым трудным для меня в освоении программы было __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 6. За время, проведённое в коллективе я стал (научился, изменился) __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 7. Представь себе, круг – это твоя группа, поставь крестик в том месте, где ты ощущаешь себя в группе: 8. Больше всего мне понравилось (запомнилось) ________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 9. По истечению срока реализации программы я хотел(а) бы сказать __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 15 Методическое обеспечение программы Название раздела, темы 1.1. Игры на знакомство детей друг с другом. 1.2. КТД «Справа друг и слева друг». 2.1. КТД «Вместе – мы сила». 2.2. «Урок справедливости». 3.1. Технология подготовки дела. 3.2. Разработка и подготовка спортивноразвлекательного мероприятия «Здоровое поколение». 4.1. Проведение итогового спортивноразвлекательного мероприятия «Здоровое поколение». 4.2. Групповая дискуссия «Как мы жили?». Форма занятий Методы и Методическо приемы е обучения обеспечение 1. Знакомство с детьми Практическое Словесный Картотека занятие в , игр. форме игры. практическ ий. Материально техническое обеспечение Карта, кубик. Коллективно- Словесный Сценарий. творческое . дело. 2. Выявление творческих способностей Коллективно- Словесный Дидактически Мультимедийно творческое . й материал, е оборудование. дело. мультимедий ная презентация. Практическое занятие. Словесный Сценарий. , наглядный , практическ ий. 3. Спецкурс «От слов к делу» Лекция, Словесный Конспект. практическое , занятие. практическ ий. Практическое Словесный Сценарий, занятие. , тест. практическ ий. Практическое занятие. Практическое занятие. 4. Подведение итогов Словесный Сценарий. , практическ ий. Словесный , практическ ий. Анкеты, мультимедий ная презентация. Формы подведени я итогов Опрос, наблюдени е, практическ ая работа. Опрос, наблюдени е. Опрос, наблюдени е. - Опрос, наблюдени е, практическ ая работа. - Практичес кая работа. - Опрос, тестирован ие, наблюдени е, практическ ая работа. Оборудование для проведения мероприятия. Наблюден ие, практическ ая работа. Мультимедийно е оборудование, карандаши, листы бумаги. Дискуссия, анкетирова ние. 16 Список используемой литературы для педагога 1. Беспалова Г.М. Социальное проектирование подростка – М.: Издательский дом «Новый учебник», 2003. 2. Бочкин В.П. Педагогика: Учебное пособие/ В.П. Бочкин – М.: Просвещение, 1990. 3. Марзоева Э.В. Воспитание социальной активности подрастающего поколения: проблемы, поиски, решения – Владивосток: Дальнаука, 2003. 4. Марзоева Э.В. Бизнес-экспресс: Методические рекомендации по организации профильной смены – Владивосток: Дальнаука, 2008. 5. Марзоева Э.В. Океанские игры. В помощь организаторам отдыха детей и подростков – Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2003. 6. Трухачева Т.В., Кирпичник А.Г. Социокинетика: лидерство в детском движении: время и ценности – М.: Б. и., 2004. 7. Усачев А.А. Всеобщая декларация прав человека, для детей и взрослых – М.: Эксмо, 2008. 17 Список литературы для учащихся и родителей 1. Доронова Т.Н. Защита прав и достоинства маленького ребенка – М.: Школьная пресса, 2002. 2. Конвенция о правах ребенка, декабрь 1993 – март 1994. - №2-3. 3. Маленкова Л.И. Право и подросток/ Методическое пособие Л.И. Маленкова; О-во «Знание» – М., 1996. 4. Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г., Права на всякий случай / Е.С. Шабельник, Е.Г. Каширцева – М.: Вита-Пресс, 1995. 18 Приложение 1 Тезаурус Игра — тип осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в её результате, а в самом процессе. Также термин «игра» используют для обозначения набора предметов или программ, предназначенных для подобной деятельности. Коллективно-творческое дело (КТД) – это форма организации деятельности группы детей, направленная на взаимодействие коллектива, реализацию и развитие способностей ребенка, получение новых навыков и умений, при которой педагоги действуют, как помощники и наставники учащихся. Так же данная форма работы с учащимися позволяет проводить воспитательную работу. 19 Приложение 2 Мониторинговая программа Уровень удовлетворенности детей Высокий Количество учащихся % от общего числа учащихся Средний Низкий Методы диагностики: метод опроса, метод тестирования, метод наблюдения, метод изучения результатов деятельности. Инструментарий: бланки анкет, ручки. Периодичность: конец срока реализации программы. Оценка осуществляется по трем уровням (высокий, средний, низкий). Высокий уровень 70-100 % - познавательной активности. Учащиеся высокий уровень мотивации, отличаются высоким уровнем познавательных мотивов, обладают стремлением успешно выполнять все предъявляемые требования, а также успешно справляются с досуговой деятельностью. Средний уровень 50-70% - положительное отношение к занятиям, которые интересны учащимся досуговой деятельностью. Обычно учащимся интересно общаться со сверстниками и педагогами. Познавательные интересы у них развиты мало. Низкий уровень ниже 50% - низкая мотивация. Посещение занятий без желания. Учащиеся обычно испытывают проблемы в общении, во взаимоотношениях с педагогом. Иногда дети проявляют агрессивные реакции, отказываются идти на контакт, выполнять ролевые игры, участвовать в различных мероприятиях. 20 Приложение 3 Календарный учебный график программы «Интересно только вместе» социально-гуманитарной направленности 2023 – 2024 учебный год 1. Адрес места осуществления образовательного процесса 652840, Кемеровская область, город Мыски, улица Лермонтова, дом 2, МБО ДО Станция туристов. 2. Продолжительность учебного года Начало учебного года 01.09.2023 г. Окончание учебного года 30.05.2024 г. Количество учебных недель: 4 недели. 3. Режим занятий Сентябрь - май - 3 раза в месяц - 2 раза в неделю по 2 часа. Четвёртая неделя месяца - 1 раз в месяц – 4 часа. Объем: программа рассчитана на 16 часов. Продолжительность учебных занятий – 45 минут, перерыв -10 минут (СанПиН 2.4.4.3172-14). Занятия проводятся по расписанию, утверждённому директором МБО ДО Станции туристов. ДООП не реализуется в каникулы и в праздники.