Муниципальное казенное учреждение «Управление образованием Мысковского городского округа» Муниципальная бюджетная организация дополнительного образования Станция туристов УТВЕРЖДАЮ: Директор МБО ДО Станция туристов В.А. Репин Приказ №132 от 31.08.2023 г. Программа рассмотрена и рекомендована к утверждению педагогическим советом МБО ДО Станции туристов протокол № 1 от 30.08.2023 г. ПОСТ №1 дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности уровень программы: ознакомительный адресована учащимся: 14-17 лет срок реализации: 1 месяц Разработчик: педагог дополнительного образования Вершинина Ирина Владимировна Мысковский городской округ, 2023 2 Содержание 1. Комплекс основных характеристик программы Пояснительная записка (нормативно-правовые основы разработкидополнительной общеобразовательной программы, направленность программы, актуальность программы, педагогическаяцелесообразность, уровни сложности программы, новизна программы,цель и задачи программы, отличительные особенности программы,возраст учащихся с особенностями приема, планируемые результаты реализации программы, объемы и сроки освоения программы, формы обучения, особенности организации образовательного процесса, режим организации занятий) Учебно – тематический план Содержание программы 2. Комплекс организационно-педагогических условий Условия реализации программы Формы аттестации Оценочные материалы Контрольно – измерительный блок Методическое обеспечение программы Список используемой литературы для педагога Список рекомендуемой литературы для учащихся и родителей Приложения 3 3 9 10 11 11 11 11 12 13 14 15 16 3 1. Комплекс основных характеристик программы Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Пост №1» является краткосрочной программой социально гуманитарной направленности по подготовке личного состава Почетных караулов к службе на Посту №1, модифицированная. Группы сменного состава одна из форм организации образовательно- досуговой деятельности детей. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Пост №1» составлена на основании следующих нормативных документов: 629 Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Закон Российской Федерации «Об образовании» (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ); Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018 - 2025 гг. (постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642); Концепция развития дополнительного образования детей до 2030г. (Распоряжение Правительства РФ от 4 марта 2022 г. № 678-р); Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018 - 2025 гг. (постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642); № Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы); 4 №816 Приказ Министерства образования и науки от 23.08.2017г. «Об утверждении осуществляющими порядка образовательную применения организациями, деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; Письмо Минпросвещения России от 07.05.2020 N ВБ-976/04 "О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий" (вместе с "Рекомендациями по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий"); Постановление Главного государственного санитарного врача РФ 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи". Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся". Письмо Минпросвещения России от 15.04.2022 №СК-295/06 "Об использовании государственных символов Российской Федерации". Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Приказ Минтруда и соц. защиты РФ от 05.05.2018 № 298н). Актуальность и значимость программы определяется тем, в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 3 июня 2014 г. № Пр-1280 «О мерах по совершенствованию военнопатриотического воспитания граждан Российской Федерации» в 2016 году было создано Всероссийское военно-патриотическое общественное детско-юношеское движение «Юнармия», [Указ Президента РФ от 29 5 октября 2015 г.]. Среди основных задач движения особо выделяется «воспитания у молодежи чувства патриотизма, уважения к Вооруженным Силам России, формирование положительной мотивации и всесторонняя подготовка молодежи к исполнению воинского и гражданского долга». Одним из вариантов работы по воспитанию чувства патриотизма, уважения к Вооруженным Силам России является дополнительная общеразвивающая программа «Пост №1». Педагогическая целесообразность программы заключается в создании такой среды, в которой каждый участник программы чувствовал себя возможности максимально для творческой комфортно, имел бы самореализации, широкие обеспечения эмоционального благополучия. Уровень сложности программы - ознакомительный. Новизна программы является военно-патриотической направленность изучаемого материала. Большое внимание уделяется практическим занятиям, отражающим специфику деятельности юнармейского отряда. На этих занятиях отрабатываются навыки и умения юнармейского мастерства. Наряду с практикой учащиеся изучают традиции Вооруженных Сил России. В ходе освоения теоретического и практического материала программы юнармейцы несут службу на Посту № 1. Цель – обеспечить получение учащимися опыта несения караульной службы на Посту № 1, развивать морально-волевые качества подростков, чувство уважения к военной истории Отечества, гордости за подвиг героев. Программа направлена на решение следующих задач: Обучающие: обучать учащихся основам военно-патриотической подготовки юнармейцев и строевой службе на Посту № 1; Развивающие: 6 развивать эмоционально-волевые, организаторские, коммуникативные качества; Воспитательные: воспитать у молодежи чувства патриотизма, ответственности и гражданского долга на традициях Вооруженных сил Российской Федерации; Отличительная особенность программы состоит в ее практической значимости: изучение материала программы происходит через вовлечение учащихся в игровую и практическую деятельность. Программа является краткосрочной. Реализуется в объединении со сменным составом учащихся для подготовки к несению службы Почетного караула на Посту №1. Программа «Пост №1» ознакомительного уровня предназначена для учащихся 14 – 17 лет смешанных групп. Зачисление учащихся общеобразовательных школ, желающих заниматься по программе, осуществляется при наличии заявления родителей (законных представителей), справки о состоянии здоровья от педиатра, наличии сертификата дополнительного образования. Набор детей на программу свободный. При зачислении девочек и мальчиков ограниченийнет. Программа разработана с учетом сопровождения отдельных категорий учащихся (дети группы риска, дети из малообеспеченных семей, из многодетных семей и др.) Срок реализации образовательной программы По продолжительности программа «Пост №1» является краткосрочной, реализуется в течение одного месяца круглогодично. Основной состав – дети 14 - 17 лет. Количество учащихся до 25 человек. Периодичность и продолжительность проведения: 1 неделя месяца - 2 раза по 2 часа; 7 2 неделя месяца - 2 раза по 2 часа; 3 неделя месяца - 2 раза по 2 часа; 4 неделя месяца - 1 раз по 4 часа (акции, КТД, соревнования и пр.командная деятельность). Объем: программа рассчитана на 16 часов в месяц. Формы и режим занятий Форма обучения: очная. Форма организации занятий: групповая.Основные формы организации занятий: тренировочные занятия; мастер-классы; акции; соревнования. Формы подведения итогов С целью установления соответствия результатов освоения данной программы заявленным целям и планируемым результатам, проводится итоговая аттестация. Итоговая аттестация проходит в форме зачета по выполнению строевых приемов с оружием. Планируемые результаты В ходе реализации данной программы ожидается: • учащиеся овладеют строевыми приемами и правилами несения службы на Посту №1; • повышение уровня ответственности и дисциплинированности; • участие учащихся в культурных и спортивных мероприятиях города; • дополнительное изучение боевых традиций, памятных дат и дней воинской Славы России. 8 Учебно-тематический план № Наименование учебных тем. п\п Раздел 1. История развития 1. военного дела вРоссии. 1.1 Тенденции развития Российской армии и ВМФ. 1.2 Современные виды вооружения. Раздел 2. Первоначальная военнаяподготовка. 2.1 Организация караульной службы и подготовка караулов. (Устав Г и КС ВС РФ.) 2.2 Строевые приемы с оружием и без оружия. (Строевой Устав ВС РФ.) Раздел 3. Воинские ритуалы. 3.1 Развод и смена часовых на Посту №1. ИТОГО Количество часов В Т П 4 2 3 2 1 0 2 1 1 8 2 2 1 6 1 6 1 5 4 0 4 4 0 4 16 5 11 Формы контроля Опрос, наблюдение Опрос, наблюдение Практическая работа, опрос, наблюдение. Практическая работа, опрос, наблюдение. Наблюдение, практическая работа. 9 Содержание программы 1. История развития военного дела в России. 1.1. Тенденции развития Российской армии и ВМФ Теория: История ВС РФ; структура и назначение ВС РФ; военная символика ВС РФ. Тема 1.2. Современные виды вооружения Теория: стрелковое оружие, боевая техника и вооружение. Практика: Разборка-сборка АК-74. Раздел 2. Первоначальная военная подготовка Тема 2.1. Организация караульной службы и подготовка караулов. (Устав Г и КС ВС РФ.) Теория: Обязанности часового. Практика: Развод караулов. Тема 2.2. Строевые приемы с оружием (Строевой Устав ВС РФ) Теория: основные положения строевого Устава ВС РФ. Практика: Строевая стойка с оружием. Выполнение приемов с карабином на месте. Выполнение приема с карабином в движении. Выполнение приема с карабином "на ремень". Выполнение приемов с карабином из положения "от ноги" в положение "на плечо". Раздел 3. Воинские ритуалы Тема 3.1. Развод и смена часовых на Посту №1 Практика: Отработка смены часовых на посту; отработка выноса знамен и флагов. 10 2. Комплекс организационно-педагогических условий Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение Для проведения теоретических и практических занятий необходимо оснащение: учебный кабинет, мультимедийный проектор с экраном, компьютер. Для проведения практических мероприятий по данной программе с учащимися, необходимы: спортивный зал, спортивная площадка. Формы аттестации С целью установления соответствия результатов освоения данной программы заявленным целям и планируемым результатам, проводится итоговая аттестация. Итоговая аттестация проходит в форме зачета по выполнению строевых приемов с оружием. Оценочные материалы Диагностика проводится в итоговый период учебных занятий для того, чтобы судить о достижении цели программы. Качество приобретенных знаний по освоению различных форм работы оценивается через анализ мероприятий. Удовлетворенность учащихся программой группы определяется методом зачета. 11 Контрольно – измерительные материалы к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе Фамилия Имя, возраст Наименование Строевая стойка с оружием Выполнение приемов с Оружием на месте Выполнение приемов с оружием в движении Строевой шаг Повороты Выполнен в движении ие смены часового Баллы/1-10 Итого: 12 Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы № п\п Наименование разделов и тем Раздаточный материал Дидактические материалы Наглядный материал Контрольный материал Информационнометодический материал Первый год обучения 1. 2. История развития военного дела в России. Первоначальная Общевоинские Уставы военная ВС РФ подготовка. Учебник по строевой подготовке Воинские ритуалы. 3. Символика ВС РФ: эмблемы, погоны, шевроны, петлицы... Электронная презентация «Вооруженные силы РФ» плакаты, таблицы, макеты Плакаты по строевой подготовке. Схемы: «Смена часовых Поста №1», Видеоролик: «Смена Почетного караула Кремлевского полка». Викторина «Служу Отечеству» Оценочный лист по выполнению строевых приемов Оценочный лист по выполнению строевых приемов Разработка занятия «История развития военного дела в России» Разработка занятия «Движение строевым шагом» Разработка занятия «Смена часовых Поста №1» 13 Список используемой литературы для педагога. 1. Конституция Р.Ф. – М., 2001. – 64 с. 2. Лихачёв Б. Т. Педагогика. – М.: Просвещение, 1996. – 358 с. 3. Методика строевой подготовки / под. Ред. В.Ф. Самохин. – М.: Воениздат, 1979. – 218 с. 4. Наставление по физической подготовке и спорту в Вооруженных Силах РФ. – М.: Редакционно-издательский центр Генерального штаба ВС РФ, 2001. – 168 с. 5. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников: методическое пособие / авт. – сост. А. Н. Вырщиков, М. Б. Кусмарцев, А. П. Пашкович. – М.: Глобус, 2007. – 330 с. 6. Общевойсковые Уставы. – Ростов н\Д: Феникс, 2006. – 510с. 7. Пашкович И. А. Патриотическое воспитание. – Волгоград: Учитель, 2006. – 278 с. 8. Положение о проведении областной военно-спортивной игры на местности «Зарница» [Текст].- Кемерово: научно-методический центр, 2005. – 30с. 9. Равнение на Победу: сборник методических материалов / сост. И. А.Волошко, Л. А. Князева. – Кемерово: Радуга, 2005. – 112 с. Растим 10. патриотов России: сборник методических материалов / сост. Т. С.Кутявин, В. В. Сивко, Е. Ф. Аврутина, В. П. Дружинин. – Архангельск: ИП Ивлева, 2006. – 204 с. 11. Рогов Е. В. Общая психология. – М.: Просвещение, 1995. – 422 с. 12. Строевая подготовка: учебник / Ю. А. Жуков, С. Р. Галяутдинов, В. А. Миндовский; под. Ред. А. Л. Кременчуцкий. – М., 2007. – 220 с. 13. Токарев Н. К. Основы безопасности жизнедеятельности. – М.: Дрофа, 1996. – 270 с. 14 Список литературы для учащихся и родителей 1. Абрамов А. С. У Кремлевской стены. Мавзолей Ленина. Революционный некрополь. Могила неизвестного солдата. – М.: Политиздат, 1978. – 400 с. 2. Верховцева З. П. Гордость и слава Кузбасса. 1941-1945. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2008. – 580 с. 3. Во имя Родины: сборник о Героях Советского Союза /А. И. Котеленец. – М.: Политиздат, 1982. – 416 с. 4. И с Победой вернулись Герои домой: сборник материалов по истории мемориального комплекса «Аллея Героев Советского союза» /сост. Н. Н. Заикина. – Кемерово, 2010. – 140 с. 5. Корольченко А. Ф. Маршалы Победы. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 320с. 6. Митяев А .В. Книга будущих адмиралов. – М.: Молодая гвардия, 1979. –336 с. 7. Митяев А. В. Книга будущих командиров. – М.: Молодая гвардия, 1985338 с. 8. Оружие России /А. А. Гитун, С. С. Щеголев, И. А. Пивоваров. – М.: Домславянской книги, 2007. – 576 с. 9. Русские победы: справочник /ред. Л. Жуков. – М.: Белый город, 2006. –400 с. 10. Смыслов О. С. История советских наград. – М.: Вече, 2007. – 400 с 15 Приложение 1 Тезаурус 1. Гордость - чувство собственного достоинства, самоуважение; чувство удовлетворения, вызванное сознанием достигнутых успехов, превосходства. 2. Глубина строя – расстояние от первой шеренги (впереди стоящего юнармейца) до последней шеренги (позади стоящего юнармейца). 3. Дистанция – расстояние в глубину между юнармейцами. 4. Дневальный – юнармеец отвечающий за поддержание уставного порядкав караульном помещении Поста №1. 5. Долг – обязанность перед кем, чем-либо (Родиной, народом, семьей и т.п.). патриотический долг, интернациональный долг, долг Памяти, чести, приличия, дружбы. 6. Двушереножный строй – юнармейцы одной шеренги расположены в затылок юнармейцам другой шеренги на дистанции одного шага (вытянутой руки, наложенной ладонью на плечо впереди стоящего юнармейца). 7. Замыкающий – юнармеец движущийся последним в колонне. 8. Интервал – расстояние по фронту между юнармейцами. 9. Колонна – строй, в котором юнармейцы расположены в затылок другдругу, а подразделения - одно за другим на установленных дистанциях. 10. Направляющий – юнармеец, движущийся головным в указанном направлении. По направляющему сообразуют своё движение остальные юнармейцы. 11. Одношереножный строй – юнармейцы расположены в одну шеренгу на указанный интервал. 12. Патрульный – юнармеец отвечающий за безопасность несения службы часовыми. 13. Походный строй – подразделение построено в колонну или подразделения в колоннах построены одно за другим на 16 установленных дистанциях. 14. Почетный караул – отряд юнармейцев несущий Вахту Памяти, действующий на основе Устава Поста №1. 15. Развёрнутый строй – подразделения построены на одной линии по фронту в одношереножном или двушереножном строю или в линию колонн на установленных интервалах. 16. Разомкнуты строй – строй, в котором юнармейцы расположены по фронту один от другого на интервалах в один шаг или на интервалах, указанных командиром. 17. Ряд – два юнармейца, стоящих в двушереножном строю в затылок один другому. Если за юнармейцем первой шеренги не стоит в затылок юнармеец второй шеренги, такой ряд называется неполным; последний ряд всегда должен быть полным. 18. Разводящий – юнармеец отвечающий за своевременную постановкучасовых на Пост №1. 19. Строй – установленное Уставом размещение юнармейцев, подразделенийдля их совместных действий в пешем порядке. 20. Сомкнутый строй – юнармейцы в шеренгах расположены по фронтуодин от другого на интервалах, равных ширине ладони между локтями. 21. Тыл строя – сторона противоположная фронту. 22. Фланг – правая (левая) оконечность строя. При поворотах строя названияфлангов не изменяется. 23. Фронт – сторона строя, в которую юнармейцы обращены лицом. 24. Часовой – есть лицо неприкосновенное. Знает свое место в строю, по пути следования на Пост №1 должен сохранять равнение, установленные интервал и дистанцию, не выходить из строя без разрешения. 25. Шеренга – строй, в котором юнармейцы размещены один возле другого на одной линии. 26. Юнармеец – это ученик школы, принимающий активное участие в движении юных патриотов России. 17 Приложение 2 Мониторинговая программа Уровень удовлетворенности детей Высокий Количество учащихся % от общего числа учащихся Средний Низкий Методы диагностики: метод опроса, методнаблюдения, метод изучения результатов деятельности. Инструментарий: зачетный бланк, ручки. Периодичность: конец срока реализации программы. Оценка осуществляется по трем уровням (высокий, средний, низкий). Высокий уровень 70-100 % - высокий уровень мотивации, познавательной активности. Учащиеся отличаются высоким уровнем познавательных мотивов, обладают стремлением успешно выполнять все предъявляемые требования, а также успешно справляются с досуговой деятельностью. Средний уровень 50-70% - положительное отношение к занятиям, которые интересны учащимся досуговой деятельностью. Обычно учащимся интересно общаться со сверстниками и педагогами. Познавательные интересы у них развиты мало. Низкий уровень ниже 50% - низкая мотивация. Посещение занятий без желания. Учащиеся обычно испытывают проблемы в общении, во взаимоотношениях с педагогом. Иногда дети проявляют агрессивные реакции, отказываются идти на контакт, выполнять ролевые игры, участвовать в различных мероприятия 18 Приложение 3 Календарный учебный график программы «Пост №1» социально-гуманитарной направленности 2022 – 2023 учебный год 1. Адрес места осуществления образовательного процесса 652840, Кемеровская область, город Мыски, улица Лермонтова, дом 2, МБО ДО Станция туристов. 2. Продолжительность учебного года Начало учебного года 01.09.2022 г. Окончание учебного года 30.05.2023 г. Количество учебных недель: 36 недель. 3. Режим занятий Сентябрь - май - 3 раза в месяц - 2 раза в неделю по 2 часа. Четвёртая неделя месяца - 1 раз в месяц – 4 часа. Объем: программа рассчитана на 16 часов. Продолжительность учебных занятий – 45 минут, перерыв -10 минут (СанПиН 2.4.4.3172-14). Занятия проводятся по расписанию, утверждённомудиректором МБО ДО Станции туристов. 4. Продолжительность каникул Осенние каникулы - 7 дней с 31.10.22г. по 06.11.2022г. Зимние каникулы - 14 дней с 28.12.22г. по 10.01.2023г. Весенние каникулы - 9 дней с 25.03.21г. по 02.04.2023г. 5. Праздничные дни 4 ноября – День народного единства. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8 января - Новогодние каникулы. 23 февраля – День Защитника Отечества. 8 марта – Международный женский день. 1 мая – Праздник Весны и Труда. 9 мая – День Победы. 19